Текст: Екатерина Алексеевна Куленко,учитель-логопед МБОУ
г. Иркутска СОШ № 2
им. М.С. Вишнякова
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. Наличие проблем с речью значительно затрудняет адаптацию в новой обстановке, препятствует выстраиванию коммуникации с одноклассниками и учителями, приводит к трудностям с освоением школьной программы.
С каждым годом увеличивается количество первоклассников, у которых диагностируют речевые нарушения. Одной из причин является незнание родителей о необходимости своевременной работы над формированием правильной речи у детей.
Преследуя несколько целей – просвещение семей в данной области и формирование речевой готовности дошкольников к освоению программы начального общего образования – в течение четырёх лет команда педагогов школы проводит групповые собрания для родителей потенциальных учеников, а также индивидуальную работу с ними в рамках проекта «Школа будущего первоклассника». На встречах мы говорим о значимости участия родителей в развитии речи детей, профилактике и коррекции речевых нарушений. Кроме того, мы рассказываем о способах взаимодействия с ребёнком, которые позволяют развивать различные стороны его речи и интеллект.
Групповая работа
На встречах мы рекомендуем родителям следующие приёмы развития речи у детей:
- Чтение детской литературы, рассказывание историй из жизни. Если дошкольник не умеет читать, то читайте ему вслух. Если умеет – подбирайте тексты по возрасту. Слушайте его, спрашивайте, о чем рассказ; кто главный герой; что он сделал и др.
- Беседа. Вовлечение детей в беседу также является эффективным приёмом развития речи. Старайтесь обсуждать интересные события, делитесь впечатлениями.
- Игровое обучение. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Игровые приёмы позволяют встроить работу по развитию речи в повседневную жизнь так, чтобы для ребёнка это стало развлечением.
На примере игр родители узнали, как можно с пользой проводить время с ребёнком в пути из детского сада, в очереди, дома. Поняли, что вне зависимости от профильного образования владеть приёмами развития речи и интеллекта способен каждый, кто заинтересован в успешном будущем своих детей.
Чтобы родители погрузились в вопрос с максимальным вниманием и интересом, мы проводим несколько собраний в формате интерактива: приводим примеры игр на развитие речи и предлагаем родителям выполнить задания.
Примеры игр:
- «Назови звук» (игра на развитие фонематического слуха и речевого внимания)
Назови:
– второй звук в слове КОТ;
– последний звук в слове МАМА;
– первый звук в слове ШКОЛА.
Какой по счёту звук [ш] в слове ШАПКА?
Какой по счёту звук [и] в слове МИР?
- «Сделай маленьким, сделай большим» (игра наразвитие грамматического строя речи)
У гномика был не дом, а? – (домик)
У великана был не дом, а? – (домище)
Даём пример, затем играем со словами: глаза, нос, ноги, руки.
- Игра на развитие словарного запаса и умения обобщать
Яблоко, груша, ананас, виноград – это… (фрукты).
Майка, платье, брюки, кофта, юбка – это…(одежда).
Огурец, помидор, кабачок, капуста – это…(овощи).
Туфли, кроссовки, сапоги, тапочки – это… (обувь).
И наоборот: назови 5 фруктов; 4 овоща и др.
- Игра на развитие умения употреблять антонимы, формирование словаря «Скажи наоборот»
Чай горячий, а лёд? (холодный)
Пух лёгкий, а кирпич? (тяжёлый)
Небо наверху, а земля? (внизу)
День светлый, а ночь? (тёмная)
Папа молодой, а дедушка? (старый)
Также мы раздаём родителям буклеты с рекомендациями логопеда по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, проводим мастер-класс «Артикуляционная гимнастика для всех», где они узнают, как выполнять упражнения на развитие периферического речевого аппарата. Мы даём представление об основных упражнениях, которые подходят для формирования всех групп звуков. Родители узнают, как и как часто нужно выполнять гимнастику.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Ребёнок тренирует мышцы языка, губ, щёк, в результате чего ему становится легче владеть ими и правильно произносить звуки. Лучше выполнять упражнения 2–3 раза в день в течение 3–5 минут (весь комплекс).
- Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз.
- Выполнять упражнения нужно перед зеркалом, чтобы ребёнок контролировал движения.
- Подходящее время для гимнастики – это когда ребёнок полон сил. Если он болеет, то лучше воздержаться от выполнения гимнастики. Не забывайте хвалить и иными способами позитивно подкреплять его старания.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики:
- Улыбка-трубочка: улыбаемся как можно шире (зубы не видны), затем вытягиваем губы трубочкой вперёд.
- Лошадка: щёлкаем языком.
- Орешки: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки.
- Часики: улыбнуться, открыть рот, кончик языка переводить из одного уголка рта в другой (следите за тем, чтобы ребёнок не водил языком по нижней губе).
- Шарик: надуть щёки, медленно выпускать воздух через губы, сложенные трубочкой (можно соревноваться, кто медленнее это сделает).
- Массаж язычка: губы в улыбке, зубы видны, высовываем язык, прикусывая его, затем прячем, также прикусывая.
Часто родители спрашивают, как быть, если мама не выговаривает тот или иной звук; как скоро начнутся занятия с логопедом после 1 сентября; сколько раз в неделю они будут проходить. Просят показать, как язык должен располагаться во рту, чтобы ребёнок правильно смог произнести звуки [л] или [р]. По последнему вопросу интерес возник у многих родителей, в связи с чем мы запланировали на начало учебного года мастер-класс по этой теме.
Индивидуальная работа
В рамках «Школы будущего первоклассника», организованной на базе нашей школы, мы проводим индивидуальные консультации для родителей. Часто они просят посмотреть, нужно ли ребёнку ставить звуки. При необходимости мы проводим несколько встреч/занятий для решения запроса родителей. «Сколько занятий надо, чтоб поставить звук?» – самый частый вопрос родителей. Всё зависит от многих факторов: соматического здоровья ребёнка, мотивации, насколько системно ребёнок будет посещать занятия и выполнять домашние задания логопеда. Со своей стороны, мы прилагаем все усилия, чтобы работа над звуком происходила максимально эффективно.
Анализируя свой опыт, можем отметить, что большая часть родителей активно включилась в работу по развитию речи детей. При первичной диагностике речевого развития первоклассников мы отметили, что дети, чьи родители активно участвовали в нашей работе, имеют меньше речевых нарушений или не имеют их вовсе. Поэтому выстраивать отношения с семьями будущих первоклассников важно и для логопеда, и для родителей, и для детей.1
1 Фото из архива автора