• Искусство примирять: об опыте обучения педагогов медиативным технологиям

    23 мая 2024
     
    15:35
     

    Текст: Наталья Гавриловна Власина, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 20», г. Ангарск

    Немного истории.

    В 2011 году я узнала о методе «Медиация как способ конструктивного разрешения конфликтных ситуаций». Знакомство с работами Р. Максудова и А. Коновалова подтолкнуло к мысли о значении такого экологичного способа разрешения конфликтов, при котором примириться сторонам помогает медиатор. При поддержке директора школы Н. С. Ивановой было принято решение обучить медиативным технологиям наш педагогический коллектив. Освоил программу Иркутского межрегионального центра образовательных и медиационных технологий «Медиативные технологии в работе педагога» 41 педагог.

    Для того, чтобы мотивировать учителей к использованию медиативных техник и приёмов в общении с учениками, их родителями и коллегами, нами были проведены семинары и тренинги, на которых педагоги закрепляли теорию и на смоделированных ситуациях отрабатывали изученное.

    Речь шла о создании в школе климата сотрудничества, в котором снижаются агрессия и конфликты. Первый опыт использования педагогами медиативных приёмов был представлен на IV Региональной стажировочной сессии «Психолого-педагогические компетенции педагога: взаимодействие участников образовательного процесса в условиях реализации профессионального стандарта “Педагог”».

    Познакомившись на курсах Федерального института медиации с новым отношением к разрешению конфликтных ситуаций, вместе с коллегами мы пришли к выводу, что в качестве медиаторов могут выступать дети. Они лучше понимают сверстников и могут принять рациональное решение. Была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, рассчитанная на 72 часа, создано детское разновозрастное объединение – медиативная группа «Рука друга» для учащихся 8–11-х классов. Занятия проходят в течение года. Юные медиаторы учатся самостоятельно разрешать споры, что положительно сказывается на социально-психологическом климате школы. Я горжусь, что выпускники клуба могут применять изученное и вне школы. Кстати, часть из них выбрала соответствующую профессию. Клубом проводятся профилактические мероприятия: День толерантности, День прав ребёнка; квест-игры «Стоп буллинг», «Нет терроризму», «Эмоции в моей жизни», «Мир конфликта». По инициативе семей обучающихся в школе был создан родительский клуб «Навстречу друг другу», где участники учатся конструктивному общению со своими детьми.

    Дальнейшим шагом было создание школьной службы медиации для проведения примирительных бесед, восстановительных процедур, кругов сообщества.

    Опыт использования медиативной технологии в образовании был представлен на всероссийском, региональном, муниципальном уровнях. Педагогов познакомили с системой обучения всех участников образовательного процесса, рассказав об основах конфликтологии, коммуникации, развитии эмоционального интеллекта, инструментарии медиатора, правилах организации медиативных бесед. Также был проведён годовой мастер-класс для педагогов, заинтересованных во внедрении медиативной технологии в своей школе. Весной 2023 года мы провели три тренд-сессии для педагогов-психологов, учителей и учащихся школ города по освоению технологии медиации. Увидев заинтересованность педагогов, мы выступили с инициативой создать межшкольный детский клуб медиации «Жить дружно». В нём участвуют 16 образовательных организаций Ангарска, которые каждый месяц посещают занятия в нашей школе. Цель проекта – создать службы школьной медиации или школьные службы примирения в каждой образовательной организации. А вам хотим пожелать: «Не бойтесь, примирять не сложно!».

    Мы в социальных сетях: