• Школьному туризму быть, или Опыт создания спортивно-туристического клуба «Легенды»

    23 мая 2024
     
    13:14
     

    Текст: Антонида Олеговна Головина, директор
    МКОУ «СОШ № 1 г. Нижнеудинска»

    Россия – уникальная страна уникальных возможностей! Познавая и исследуя родной край, ребёнок невольно начинает задумываться о том, какую ценность несут те или иные места, что в них особенного, как сохранить то, что создано природой, и внести личный вклад. Существуют разные траектории формирования познания своей страны у обучающихся. Одним из самых мотивирующих, практических и наглядных способов является туризм. При занятии им в сознании школьников формируется целостная картина восприятия как малой родины, так и целой страны.

    На учебно-тренировочных сборах в Тайшете школьников учат, как проходить спортивные дистанции и работать с верёвками на высоте 5–6 метров

    В 2023 г. в МКОУ «СОШ № 1 г. Нижнеудинска» с января по июнь реализовывалась краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Туризм и краеведение», направленная на изучение близлежащих природных объектов.
    На начальном этапе это были экскурсии на короткие дистанции, больше похожие на прогулки с остановками, на которых педагог-наставник рассказывал об уникальности того или иного места. Однако уже через пару экскурсий стало понятно, что программу необходимо развивать. Так в неё стали внедряться новые элементы, содержащие достижимые цели с обязательным эффективным результатом: создание фотовыставок, организация экопрогулок – акций по сбору мусора, ведение блокнота путевых заметок. Далее педагог-наставник, опытный путешественник Андрей Юрьевич Колдунов, используя творческий подход, стал внедрять в программу элементы отработки практических навыков по безопасному прохождению условно-экстремального экомаршрута с использованием туристического снаряжения.
    За первый триместр реализации дополнительной общеразвивающей программы «Туризм и краеведение» через апробацию мы смогли определить базовое направление школьного туризма, которое станет актуальным и востребованным для наших обучающихся.
    На основе практико-ориентированного анализа, с учётом мнений участников образовательных отношений, кадровых и материально-технических условий были сделаны следующие выводы:

    В тайшетской пожарной части участники клуба изучали теорию и на время проходили по карте ориентирование на местности

    1. Школе и её обучающимся нужен туризм.

    2. Туризм без познания уникальных мест Нижнеудинского района и Иркутской области непродуктивен.

    3. Туризм должен быть здоровым и безопасным, а также иметь спортивную составляющую, отвечающую требованиям современной молодёжи.

    4. Родители – члены туристических групп и главные помощники педагога.
    Выход оказался простым: в сентябре 2023 г. в МКОУ «СОШ № 1 г. Нижнеудинска» как очередной школьный проект появился спортивно-туристический клуб «Легенды», имеющий краеведческую составляющую. Название дали самые активные его участники.
    Именно клубная деятельность позволяет удовлетворять запросы всех участников образовательных отношений в области внедрения и развития школьного туризма. В рамках клуба сегодня продолжает реализовываться актуализированная дополнительная общеразвивающая программа «Туризм и краеведение», содержащая теоретическую основу краеведческой деятельности: практики-походы, курс внеурочной деятельности по спортивному туризму. В рамках добровольной клубной активности по согласованию с родителями – законными представителями проводятся дополнительные встречи со школьниками по общефизической подготовке к туристическим маршрутам. Благодаря такому комплексному подходу уже есть результаты:

    1. разработаны методические рекомендации по реализации маршрута Слюдянка – Байкал – Листвянка (состоялся в июне 2023 г. при участии участников клуба и их родителей);

    2. реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Туризм и крае- ведение» с охватом около 60 школьников –10 % всего контингента учеников;

    3. вовлечены в деятельность клуба около 20 родителей, которые участвуют в туристических и спортивно-туристических маршрутах с учениками школы № 1;

    4. выстроено активное наставническое сотрудничество с мобильным отрядом «Школа безопасности – Тайшет»;

    5. ведётся общефизическая подготовка школьников к туристическим маршрутам, в том числе внедряются занятия по плаванию;

    6. создана страница клуба «Легенды» в социальной сети «ВКонтакте», где транслируется деятельность активистов;

    7. собран мобильный альбом фотографий мест Нижнеудинского района с целью дальнейшей разработки мобильного буклета туриста.
    Являясь частью команды единомышленников, школьники совершенствуют свои физические навыки в области спортивного туризма, познают природу и историю страны, а главное – проводят время друг с другом и с родителями. Смело можно заявить о том, что у членов клуба «Легенды» формируются такие навыки, как активность, ответственность, осознанность в деятельности, а также 4К-компетенции, естественно-научная грамотность, а при общем подходе – глобальные компетенции. Важно, что благодаря участию в клубе у учеников формируется и базовая национальная ценность «природа».

    В выходные и на каникулах участники клуба со своим наставником отправляются в походы

    Таким образом, деятельность школьного клуба «Легенды» становится частью программы воспитания в МКОУ «СОШ № 1 г. Нижнеудинска» и, соответственно, основной образовательной программы, сопоставимой с определёнными планируемыми результатами её реализации. Стоит отметить, что благодаря развитию школьного туризма на данном этапе и в том формате, который получился в МКОУ «СОШ № 1 г. Нижнеудинска», у образовательной организации появились новые социальные партнёры: ГУ МЧС России по Иркутской области, мобильный отряд «Школа безопасности – Тайшет». Мы получили новые компетенции в области организации безопасного школьного туристического маршрута, а благодаря эффективному сотрудничеству с учредителем и грамотному обоснованию необходимости развития школы в данном направлении значительно пополнилась и материально-техническая база.
    Россия – уникальная страна уникальных возможностей! Являясь участниками проекта «Школа Минпросвещения России», мы создаем те условия для наших детей, которые определены приоритетными направлениями образования Российской Федерации.1


    1 Фото в статье из архива автора

    Мы в социальных сетях: