• Волонтёрский проект «Журавли нашей памяти»: как школьники изучают судьбы фронтовиков

    23 мая 2024
     
    10:46
     

    Текст: Людмила Анатольевна Лашук, учитель русского языка и литературы МОУ Батаминская
    СОШ, Зиминский район

    В рамках реализации концепции проекта «Школа Минпросвещения России», его магистрального направления «Воспитание», которое предусматривает формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, в МОУ Батаминская СОШ Зиминского района с 2021 г. развивается проект «Журавли нашей памяти». Ежегодно ученики 8–9-х классов создают индивидуальные, парные, групповые проекты, посвящённые изучению судеб фронтовиков. Первую работу создали восьмиклассники Т. Лашук, Н. Монид, Е. Степаненко, успешно представив её на муниципальной научно-практической конференции.

    В конце учебного года участники проекта рассказывают об итогах своей исследовательской деятельности 7–8-м классам

    В исследованиях разных лет приняли участие 8 учеников, некоторые из них, например Тимофей Лашук и Алексей Бартошко, изучили фронтовые судьбы прадедов, составили очерки, которые вошли в общий сборник. С одним из них Алексей участвовал в муниципальном конкурсе «Серебряное пёрышко» (в номинации «Публицистика») и выступал в 2023 г. на районном конкурсе чтецов, посвятив монолог героям-прадедам.

    Также Тимофей и Алексей представили опыт работы на научно-практических конференциях разных уровней. С целью привлечения внимания к проекту «Журавли нашей памяти» и его дальнейшего развития в 4-й четверти участники обязательно представляют ученикам 7–8-х классов итоги своей исследовательской деятельности. Так в проект вошла Арина Мельниченко, которая изучила судьбу не только прадеда, но и женщины-снайпера. Также ученица вела митинг в честь 100-летия фронтовички Р. А. Акбердиной, а в ноябре 2023 г. выступила на региональной НПК в Усолье-Сибирском. Дарья Бутырина продолжила исследовать направление «Нет забытых могил» и рассказала о своих поисках и достижениях на международной НПК, проходившей 26 января 2024 г. в г. Саянске. В рамках исследования школьница работала с архивными документами на сайтах «Память народа», «Подвиг народа», ОБД «Мемориал». Для того чтобы узнать о наградах фронтовика М. В. Нестерова, она сначала запросила в Хазанском сельсовете информацию о его отчестве и дате рождения. Внимательная работа с похозяйственными книгами привела к дальнейшему исследованию архивных документов из с. Починки Нижегородской области, в котором родился ветеран и откуда поступили копии записей из метрических книг за 1911 г. и новые данные о семье Нестерова. Исследование потребовало немалых усилий, но от того стало самым интересным. Имеется в школьном сборнике очерков и посвящение участнику Чеченской войны Сергею Буйлову. За исследование его жизни взялась в 2023 г. ученица 9-го класса, племянница героя Валерия Буйлова, создав семейный отряд «Буйловята». На данный момент идёт работа над исследованием ученицы 9-го класса Елизаветы Галиченко.

    В сборник «Журавли нашей памяти» вошли истории 12 ветеранов Великой Отечественной войны и боевой подвиг участника чеченской войны

    По результатам исследовательской работы оформлен печатный сборник «Журавли нашей памяти», в котором описаны судьбы 12 ветеранов Великой Отечественной войны и боевой подвиг участника чеченской войны Сергея Буйлова. Таким образом, в рамках реализации концепции проекта «Школа Минпросвещения России» участники волонтёрского проекта «Журавли нашей памяти» проводят поисково-собирательную работу, организуют беседы с пожилыми людьми, знакомятся с фактами, позволяющими им узнать историю своей семьи, понять, что частичка Победы принадлежит их предкам.


    А ещё
    По мотивам исследований
    участников школьного проекта
    в газете «Вестник района» была
    опубликована статья «Снайпер
    Раиса Акбердина награждена
    медалью “За отвагу”» и очерк
    «Старшина Нестеров».


    Школьники учатся проводить исследование: организовывать его, собирать информацию, проверять достоверность фактов. Также у них развиваются навыки самостоятельной работы и сотрудничества. Участие в проекте воспитывает в обучающихся уважение к памяти прошлых поколений и бережное отношение к культурному наследию, без которых невозможен патриотизм и любовь к Отечеству. «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного личного труда», – говорил Л. М. Леонов. Хочется верить, что работа, проделанная авторами исследований в рамках проектов «Журавли нашей памяти» и «Нет забытых могил», принесёт пользу подросткам, которые через пару лет станут совершеннолетними гражданами своего Отечества.1


    1 Фото в статье из архива автора

    Мы в социальных сетях: