• Формируем критическое мышление обучающихся на уроках истории: идеи от молодого педагога

    11 Окт 2024
     
    16:41
     

    Текст: Валерия Максимовна Кожевникова, учитель истории и обществознания

    Критическое мышление – это способность анализировать информацию, оценивать её достоверность и делать обоснованные выводы. В условиях информационного потока, с которым сталкиваются современные школьники, развитие у них критического мышления становится особенно актуальным. Оно помогает обучающимся не только усваивать знания, но и формировать собственное мнение, ориентироваться в многообразии источников информации.

    Как работает такое мышление?

    Представьте: вы читаете статью, в которой утверждается, что употребление кофе улучшает память. Критическое мышление побуждает вас задать к содержанию вопросы:

    • Кто провел исследование?
    • Могли ли быть у авторов предубеждения?
    • Как они собирали данные?
    • Были ли в исследовании контрольные группы?
    • Какие альтернативные объяснения могут доказать результаты?

    Критическое мышление – это умение всесторонне анализировать информацию, чтобы получить максимально полное и объективное её понимание.

    Материал для сравнения, анализа, установления достоверности источников – словом, того, что способствует развитию критического мышления, даёт школьный предмет «История». Ведь его содержание полно фактов, интерпретаций и точек зрения.

    Чтобы можно было потренироваться с учениками, предлагаем следующие способы формирования критического мышления:

    1. Дискуссии и дебаты

    Организуйте дискуссию по историческому событию. Так учащиеся научатся высказывать своё мнение, подкреплять его аргументами, слушать и анализировать то, что говорят одноклассники.

    2. Анализ первоисточников

    Например, можно предложить ученикам поработать с документами или письмами. Устанавливая достоверность источников и контекст их создания, у ребят сформируются навыки критической оценки информации.

    3. Проектная деятельность

    Создание проектов на исторические темы позволит школьникам самостоятельно изучить материалы, сформулировать и доказать гипотезы, сделать выводы.

    4. Ролевые игры

    Разыграть историческое событие – это не только способ сделать урок интересным. Перевоплощаясь в того или иного исторического персонажа, школьник пытается «изнутри» понять его мотивы и проанализировать решения. Это развивает у ученика эмпатию и критическое отношение к различным точкам зрения.

    Вот ещё несколько советов, которые помогут развить критическое мышление у обучающихся:

    • формулируйте вопросы, требующие анализа

    Задавайте открытые вопросы, над которым нужно поразмышлять и аргументировать ответ, например: «Каковы были последствия определенного исторического события для разных групп людей?»

    • поощряйте участие в дискуссиях

    Создайте атмосферу, в которой учащиеся могут свободно делиться мнениями и обсуждать их. Это поможет развить у них навыки аргументации и критического анализа.

    • выделяйте время на рефлексию

    В конце урока оставляйте время на рефлексию, чтобы учащиеся могли обсудить, что они узнали и как это повлияло на их восприятие предмета.

    • пользуйтесь интерактивными платформами

    Используйте онлайн-платформы для создания интерактивных заданий и викторин, которые способствуют критическому мышлению.

    • используйте видеоматериалы

    Показывайте на уроках фрагменты документальных фильмов и видео, а затем вместе обсуждайте.

    • давайте ученикам свободу выбора

    Позвольте учащимся выбирать темы для исследований или проектов. Это повысит их мотивацию и интерес.

    Формирование критического мышления на уроках истории – это важная задача, которая требует постоянного внимания и усилий педагогов. Используя разнообразные методы и подходы, учителя могут подготовить учащихся к жизни в сложном и многогранном мире, где умение мыслить критически становится необходимостью.

    Мы в социальных сетях: