Повышение статуса педагога в обществе – одна из ключевых задач современной образовательной политики государства. В первую очередь решить данную задачу можно благодаря поддержке действующих педагогов. Например, учителям начисляются социальные выплаты различного характера, проводятся конкурсы профессионального мастерства, педагогические форумы. Во-вторых, повышение статуса людей, работающих в сфере образования, возможно через создание профильных психолого-педагогических классов (ПППК). Такая мера позволит мотивировать школьников на выбор данной профессии и обеспечить педагогическими кадрами образовательные организации страны.
В апреле 2022 года в России насчитывалось порядка полутора тысяч профильных классов психолого-педагогической направленности, а к декабрю 2024 года в стране планируется увеличить их количество более чем в три раза. Что касается Иркутской области, то в прошлом году было открыто более 110 таких классов. В образовательных учреждениях региона наблюдается несколько моделей организации ПППК:
Внутришкольная профилизация
Данная модель предполагает создание психолого-педагогического класса в образовательной организации. Базовые и профильные общеобразовательные предметы, а также факультативные и элективные курсы реализуются силами педагогов образовательной организации, опираясь на её ресурсную базу.
Сетевое взаимодействие (ресурсный центр)
Ресурсный центр, обладающий соответствующими кадровыми и материальными ресурсами, берёт на себя подготовку обучающихся по профильным предметам и курсам психолого-педагогической направленности в целях повышения качества образования, индивидуализации обучения с учётом профессиональных интересов и намерений учащихся. Деятельность ресурсного центра осуществляется на основе договора о сотрудничестве, в том числе о сетевом взаимодействии, реализуется как в очном, так и в дистанционном формате. Например, школы области сотрудничают с Черемховским педагогическим колледжем, образовательным центром «Персей», кафедрой социальной педагогики и психологии ИГУ, Братским педагогическим колледжем, Межпоселенческим культурным центром администрации Черемховского районного муниципального образования и Центром внешкольной работы р. п. Михайловка.
Профильный психолого-педагогический класс — объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются:
• избирательный принцип комплектования состава учащихся;
• профилирование обучения за счёт включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленностей;
• обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий;
• наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнёрами.