Текст: Елена Владимировна Клебанец, воспитатель МБДОУ «ЦРР-Д/С № 9» «Солнечный город», г. Братск
Практика моей работы направлена на создание развивающей образовательной среды, в которой ребёнок учится быть самостоятельным, инициативным, пробует выстраивать отношения со сверстниками, реализует себя в творчестве. Для того, чтобы каждый мой воспитанник смог проявить и развить свои индивидуальные способности, а также для того, чтобы сделать занятия в детском саду интересными, я применяю современные образовательные технологии. День, полный интересных занятий Увлекательно проживать образовательные события в моей группе помогает гибкий подход к проектированию детской деятельности. Особенность планирования состоит в том, что перед началом дня мы с детьми собираемся вместе, приветствуем друг друга, делимся идеями о том, чем займёмся сегодня, а затем формируем план на день.
Также я использую социоигровую технологию, позволяющую заинтересовать ребят темой занятия и мотивировать их к выполнению заданий. Например, в этом могут помочь игры-приветствия и игры для настроя на продуктивную работу. По желанию дети делятся на компании, в которых выполняют практические задания. Общее дело сплачивает ребят, заставляет каждого включиться в разрешение определённой проблемной ситуации. Работа в компаниях проходит в атмосфере взаимопонимания, договорённости о праве на ошибку и обязанностях слышать и видеть друг друга, учитывать мнение каждого или большинства. Решения при выполнении заданий отличаются вариативностью, что позволяет детям при презентации продуктов в малых группах продемонстрировать индивидуальные, аналитические, творческие способности. Эта технология помогает развивать у детей самостоятельность и готовность к саморазвитию.
К возрасту подготовительной группы дети уже выступают в качестве «мастеров», объединяя одногруппников для какой-либо деятельности. Дети сами выбирают, кто из них хотел бы быть «мастером» и чему он может научить других. Если на занятии нужно будет что-то делать руками, то «выступающий» вместе с родителями заранее готовит материалы. В назначенный день дети по выбору делятся на малые группы, узнают, как и что можно сделать, затем в общем круге делятся полученной информацией. В свободной деятельности дошкольники могут делиться друг с другом материалами, обучаться друг у друга, советоваться. Результаты совместной деятельности оформляются на чек-лист, который помещаем в приёмной, что-бы родители могли с ним ознакомиться. По окончании рабочего дня дети с воодушевлением заполняют рефлексивные дневники, в которых оценивают свои достижения.
Метод проектов
В арсенале мировой и отечественной педагогической практики я нашла ещё одну интересную технологию – метод проектов, позволяющий задействовать родителей в совместной деятельности с детьми и воспитателями. Проектную деятельность я начинаю использовать уже с детьми младшего возраста. На первом родительском собрании рассказываю о целях и задачах проектной технологии, объясняю, что без родительской поддержки нам не обойтись, а также говорю о том, что такая деятельность формирует у детей умение планировать, договариваться со сверстниками, самостоятельно выяснять возникающие вопросы, принимать решения на основе своих знаний и умений, распределять обязанности. Так, в течение нескольких лет мы успешно реализовали кратковременные проекты («Братск – город будущего», «Прошлое города Братска», «Байкал – жемчужина Сибири») и долговременные («Мир дома твоего», «Город мастеров», «Внуки Победы»). Какая поддержка нужна от родителей воспитанников? Они организовывают экскурсии, походы и поездки; делают фото- и видеосъёмку; собирают информацию для проектов и мотивируют детей на деятельность.
Технология «Ситуация»
Помочь ребёнку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями помогает технология «Ситуация». Моделирование ситуаций затруднения позволяет детям научиться конструктивно относиться к неудачам, находить причины их появления и выбирать оптимальные способы решения. Если у ребёнка что-то не получается или у него возник вопрос, то моя задача – обеспечить психологическую защищённость воспитанника, дать ему ответ, вдохновить и помочь справиться с трудностями. Так, наполняя каждый день в детском саду интересными событиями, я не только мотивирую детей к участию в этих мероприятиях, но и формирую у них важные навыки для жизни. Радость от познания и горящие глаза моих воспитанников вдохновляют меня на поиск новых идей и педагогических технологий.1
1 Фото в статье из архива автора.