Беседовала
Алина Александровна Липилина,
выпускающий редактор журнала
«Педагогический ИМИДЖ:
от идеи к практике»
Инна Сергеевна Пешня,
руководитель ЦРИО
– В чём значимость работы центра?
– Для меня Институт развития образования – особая среда, которая открывает новые горизонты, позволяет решать амбициозные задачи стратегического развития региональной системы образования совместно с муниципальными образованиями Иркутской области. При поддержке федеральных координаторов (Федерального института оценки качества образования, Российской академии образования, федеральных структур, курирующих конкурсы профессионального мастерства) осуществляются основные направления работы центра. Так, мы получаем колоссальный опыт при реализации федеральной инновационной площадки Министерства просвещения РФ, федеральной стажировочной площадки Министерства просвещения РФ, федерального проекта «500+» и при осуществлении конкурсных процедур в регионе.
– Применяете ли в работе опыт коллег из других регионов?
– Работа центра строится в тесном взаимодействии с различными субъектами РФ. Наши мероприятия проходят совместно с педагогами и руководителями образовательных организаций, а также с представителями системы дополнительного профессионального образования Чеченской Республики, Воронежа, Волгограда, Башкортостана, Ленинградской области, Московской области и многих других. Сотрудничество позволяет нам проектировать шаги развития региональных систем образования, обогащая их новыми идеями, практиками и решениями.
– Что Вас радует в работе?
– Действительно хороший вопрос! Работа должна приносить удовольствие. Это возможно, наверное, при наличии нескольких очень важных компонентов: интересное событийное содержание, дружный и ответственный коллектив, комфортные условия работы. Я думаю, что моя профессия выбрала меня. Когда была ребёнком, завесу тайны над профессией педагога мне приоткрыла мама. В детстве я много времени проводила у неё на работе, поэтому к урокам, классным часам и пионерским лагерям я привыкла ещё в дошкольном возрасте. Позднее я никогда не сомневалась в выборе профессии и сейчас понимаю: моя профессия – именно то, что даёт мне возможность постоянно развиваться. Нам никогда не бывает скучно, состояние драйва (в хорошем смысле слова) даёт возможность каждый день открывать для себя новое в профессии.
– Благодаря конкурсам профессионального мастерства центр аккумулирует лучшие педагогические практики. Что с ними происходит потом?
– Опыт лучших педагогов, полученный по итогам проведения конкурсных процедур, становится «золотым фондом» системы образования Иркутской области. Победа – это здорово, но что дальше? А дальше будет новая ступень профессионального развития педагога. Мы приглашаем наших победителей выступать в роли наставников на различных семинарах, стажировочных площадках, проектировочных сессиях. Кроме того, нам важно экспертное мнение лучших педагогов в работе наших профессиональных сообществ по различным направлениям развития системы образования. Так формируется среда непрерывного профессионального совершенствования, наполненная событийными мероприятиями.
– Конкурсы профессионального мастерства стали для педагогов региона судьбоносными: одни стали руководителями образовательных организаций, другие смогли реализовать профессиональные идеи. Чего ожидать конкурсанту от участия?
– Важно правильно расставить акценты. Конкурсы – это прежде всего среда профессионального развития, возможности для сотрудничества между педагогами, приобретение новых идей и решений. Такой подход позволит избежать разочарований. Важно участие, а победа –это приятное послесловие.
– Что главное в работе?
– Для меня как руководителя приоритет в работе – это люди! Коллективу профессионалов и единомышленников всегда под силу решение даже самой сложной задачи. Вместе маленьким коллективом чувствовать себя единой семьей в большом институте – вот залог профессионального счастья.
Сектор развития конкурсного движения и инновационных практик
Зоя Васильевна Космакова,
заведующий сектором
– Одним из важных направлений профессионального развития педагога является его участие в конкурсах педагогического мастерства. Какова роль вашего сектора в этой деятельности?
– Конкурсное движение Иркутской области имеет свою систему, в которой есть конкурсы абсолютно для всех категорий педагогических работников. Наш сектор является оператором как региональных этапов всероссийских конкурсов профессионального мастерства, так и собственных конкурсов, ставших неотъемлемой уникальной частью образовательной системы региона. Мы осуществляем сопровождение на всех этапах организации и проведения конкурсов, в том числе и постконкурсное.
– Вы сами были участницей конкурса «Учитель года», поэтому видите конкурсы и со стороны участников, и со стороны организаторов. Как этот опыт помогает Вам в работе?
– Конкурсы – это, на мой взгляд, большой труд! Но это и новый опыт, и постоянный поиск креативных идей, и развитие. Это также и профессиональное содружество, где находишь единомышленников. Я была участником конкурса «Учитель года» в 2012 году, и он подарил мне много интересных профессиональных находок, презентованных моими коллегами, а впоследствии друзьями. Если ты один раз стал участником конкурса, остановиться потом трудно. Тебе уже нравится быть в сообществе творческих людей, с которыми ты на одной волне и в постоянном движении вперёд. И твои прошлые результаты держат тебя в постоянном «профессиональном тонусе». Наверное, поэтому моё «конкурсное движение» продолжается, хоть уже и в новом формате.
– Помогает ли конкурсный опыт в работе?
– Безусловно. Чувствуешь и понимаешь, что переживают конкурсанты, то, о чём они не говорят, и пытаешься вместе с ними справиться с этим.
– Бытует мнение, что в конкурсах любой профессиональной сферы могут участвовать только опытные люди. Почему, несмотря на небольшой профессиональный опыт молодых учителей, для них устраивают конкурсы? Почему это важно?
– Конкурсы – удел не только опытных людей, которые могут поделиться тем, что у них отлично получается, что даёт результат в их профессиональной деятельности. Конкурсы – это и поиск новых, интересных, порой дерзких, но действенных идей. Стало быть, это и профессиональный рост, в том числе и для молодых.
– Когда мы говорим о конкурсах, то на передний план выходит учитель и его практики. А что с учениками?
Ирина Фёдоровна Лисина,
старший методист
– Действительно, на конкурсах в первую очередь оценивается профессионализм педагога. При этом важной составляющей его профессиональной деятельности, его практик является эффективность и результативность. А у успешного педагога – успешные ученики!
Екатерина Александровна Ганина,
методист
– Продолжу ответ на вопрос: учитель, приходя на конкурс, не только показывает свой лучший опыт, действенные методы, которые приводят к результату (успеху) учеников, но и перенимает лучший опыт коллег. И, конечно, пробует новшества в своей работе, порой трансформируя их. То есть конкурсант получает колоссальную возможность для профессионального развития и роста. А ученики «приобретают» новые интересные уроки и мотивацию для изучения предмета.
– В одном из интервью Е. И. Власова отметила: «Конкурсный урок – это наряд от кутюр, для которого есть особый случай». Размышляя в этой логике, можно ли сказать, что в повседневной работе у учителя должен быть «вкус» в ведении уроков?
И. Ф.: – Как педагог скажу, что каждый урок, конечно, не может быть открытым. Но при этом если учитель любит свой предмет, свою работу, он не сможет дать урок, который не найдёт отклика у учеников. Горящие глаза педагога – это то, что нужно детям! Педагог тщательно подбирает методы и приёмы, которые помогут школьникам освоить материал, разбудят в них желание узнать больше.
– Что вас радует в вашей работе? Вспомните моменты, когда Вы понимали, что всё не зря.
Е. А.: – Когда видишь, как вчерашний конкурсант становится успешен в профессиональной деятельности, как он не просто поднимается по карьерной лестнице, а развивается как профессионал, когда его труд приносит плоды – понимаешь, что наша работа не прошла даром. Ведь именно конкурсное движение задало ему направление развития, пробудило желание не останавливаться на достигнутом и идти к новым свершениям.
И. Ф.: – Очень интересно и радостно наблюдать за нашими конкурсантами. Вот молодой специалист делает первые робкие шаги в конкурсе «Новая волна», а вот он уже довольно ярко заявляет о себе на конкурсе «Учитель года», а теперь он уже не просто успешный педагог, дети которого имеют высокие результаты, но и руководитель, «зажигающий» новыми идеями свой коллектив. Радуешься и понимаешь, что в этом успехе есть и частичка тебя.
Сектор сопровождения стратегических проектов и программ
– В чём Вы видите значимость работы сектора?
Наталья Павловна Швецова, заведующий сектором
– Формально сектор сопровождения стратегических проектов и программ – это структурное подразделение центра развития инновационного опыта, но на деле мы единая команда профессионалов и единомышленников, совместно работающих над решением задач в рамках интересных и актуальных образовательных проектов. На мой взгляд, это наилучший пример успешной организации деятельности. Среди её направлений сопровождение и реализация в Иркутской области федеральных проектов и программ; создание сетевого взаимодействия с федеральной, региональными и муниципальной системами образования; установление профессионального партнёрства с другими регионами РФ в целях обсуждения и реализации важнейших задач государственной политики в образовании. Мы видим результат нашей работы, когда получаем отзывы от коллег, руководителей и педагогов школ. Для нас важно, что она позволяет им становится успешнее, работать профессиональнее и результативнее. Я горжусь тем, что работаю в этой команде!
– Что приносит вам работа?
Елена Борисовна Фомина, старший методист
– Моя работа – это прежде всего коллектив. Такую сплочённость, такое взаимопонимание я мало где встречала. Работа в команде приносит радость успеха, так как каждый отзыв от наших слушателей – это ещё одна общая победа. Видишь, как меняется отношение в школах к проекту «500+»: полное неприятие и отрицание сменяются словами благодарности за работу. Тогда понимаешь, что всё не зря. Также важно, что здесь у меня есть возможность для саморазвития и самосовершенствования. В институте я ощущаю, как расту в профессии, становлюсь лучше день ото дня. Это происходит благодаря нашим руководителям, потому что именно они создают нам комфортные условия для работы.
Оксана Викторовна Еранская,
методист
– Работа в институте позволяет мне постоянно расти и развиваться, общаться с интересными людьми – профессионалами высокого класса. Благоприятная и доброжелательная атмосфера в нашем секторе стимулирует желание работать лучше и продуктивнее. В институте я работаю недавно, но неоднократно слышала добрые слова о его деятельности, позволяющей решать образовательные проблемы во всех муниципальных образованиях региона.