• STEM-компетенции детей дошкольного возраста: о новом содержании для самого главного

    25 Янв 2022
     
    11:49
     

    Текст: Ольга Борисовна
    Михеева,
    старший преподаватель центра цифровой трансформации
    образования ГАУ ДПО ИРО

    С 2019 года в нашей области реализуется парциальная программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного
    возраста». Реализация этой программы в дошкольном учреждении даёт возможность выполнить все требования современных родителей. Педагоги, реализующие эту программу в своих группах, умеют создавать сказочные истории, строить города из Lego-конструкторов, а Дидактическая система Ф. Фребеля знакомит детей с такими понятиями, как «Жизненные формы» и «Формы красоты», образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет изучить простые природные явления в процессе увлекательной проектно-исследовательской деятельности, направление «Робототехника» даёт ребенку возможность научиться пошаговому выполнению действий вплоть до первичных элементов программирования. Есть возможность в рамках программы познакомиться с искусственным интеллектом, с помощью которого можно натренировать западающие умения у детей без присутствия или участия взрослого человека. Педагоги области с удовольствием знакомятся с программой и внедряют её в свою образовательную деятельность. Дети очень хорошо реагируют на содержание программы и охотно посещают занятия. Хочется подробнее рассказать о последнем из ряда мероприятий, проведенных в рамках реализации программы в нашем регионе. С 25 по 27 ноября 2020 года прошла первая региональная стажировочная сессия, с 1 по 14 июня 2021 года была организована вторая сессия – «STEM-компетенции детей дошкольного возраста: новое содержание для самого главного…». В нынешнем году мероприятие стало межрегиональным, надеемся, что оно станет традиционным.

    В работе двух сессий приняли участие более пятисот педагогов дошкольных образовательных организаций Иркутской, Свердловской областей, Республики Саха (Якутия), Краснодарского края, а также руководители, заместители руководителей и специалисты методических служб. Взаимодействие стажировочных площадок и стажёров осуществлялось средствами системы дистанционного обучения ГАУ ДПО ИРО, а также в виде вебинаров на платформах Microsoft Teams и видеотрансляций в YouTube. Материалы для стажеров были подготовлены семью дошкольными образовательными организациями нашего региона. Самой северной и отдаленной территорией стал г. Алзамай Нижнеудинского района и образовательная организация МКОУ «Школа-сад № 16 г. Алзамай»; Усольский район представляли МБДОУ «Детский сад № 30 «Ромашка», р. п. Белореченский, также в мероприятии участвовали коллеги из МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8 “Солнышко” г. Слюдянка»; город Иркутск был представлен тремя ДОО: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 125, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 176, МДОУ «Детский сад № 4 г. Черемхово». Материалы стажировочной сессии были представлены в разных форматах: видео, презентации, онлайн-экскурсии, текстовые документы. На каждой площадке был организован форум для общения с организаторами как отдельной площадки, так и всей стажировки.

    Дистанционный формат мероприятия позволил охватить большое количество участников, представить разнообразный материал различными формами. Подробности первой стажировочной сессии Церемонию подведения итогов первой стажировочной сессии открыл Сергей Александрович Аверин, кандидат физико-математических наук, доцент Института педагогики и психологии образования ГПОУ ВО МГПУ, президент АО «ЭЛТИ-КУДИЦ». Сергей Александрович дал высокую оценку работе стажировочных площадок и поблагодарил организаторов мероприятия. Также во время итогового дня были оглашены результаты двух региональных конкурсов, проводимых центром цифровой трансформации образования в рамках этого мероприятия, – «Лучшая методическая разработка в STEM-образовании» и «Мой друг – робот».

    В конкурсе «Лучшая методическая разработка в STEM-образовании» в номинации «Образовательный проект» первое место эксперты присудили проекту Юлии Александровны Лифантьевой и Валентины Александровны Дёминой, педагогов МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Солнышко», г. Слюдянка. Второе место заняла работа Оксаны Святославовны Стадник, директора МКОУ «Начальная школа – детский сад № 16 г. Алзамай». Третье место – Людмилы Николаевны Сафоновой, педагога МОУ Лицей г. Черемхово. В номинации «Методическое пособие» первое место отдано работе коллег из МБДО «Детский сад № 10 «Семицветик» – Наталье Владимировне Зверевой и Евгении Петровне Стреплюк. Второе место заняла работа Ольги Николаевны Поповой и Ирины Владимировны Санниковой, педагогов МДОУ «Детский сад № 14 г Черемхово». Третье место присуждено Ирине Валерьевне Андриевской, старшему воспитателю МБДОУ г. Иркутска детский сад № 176. В региональном конкурсе «Мой друг – робот» в номинации «Робот “Идея”» первого места удостоена работа Шишкина Максима (руководитель – Марина Сергеевна Крученкова), МАОУ детский сад № 57. Второе место получил робот Степана Черепанова (руководитель – Ирина Николаевна Егорова), МБДОУ города Иркутска детский сад № 169. Третье место досталось роботу Тимофея Бобешко (руководитель – Татьян Валерьевна Бобешко), МБДОУ № 8 «Солнышко», г. Слюдянка. В номинации «Робот “Эврика”» лидером стала работа Артёма Гуляева (руководитель – Ирина Владимировна Михайлова), ЧДОУ «Детский сад № 220 ОАО «Российские железные дороги». Второе место – Саввы Сергеева (руководитель – Олеся Павловна Хасанова), МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 108.

    Третье место заняла работа Елизаветы Толстиковой (руководитель – Юлия Александровна Воробьёва), МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Солнышко», г. Слюдянка. Все победители получили наградные документы и ценные призы. Ценные подарки предоставлены партнерами стажировки АО «ЭЛТИ-КУДИЦ». Конкурсантам, не вошедшим в число победителей, были направлены сертификаты участников.

    Подробности второй стажировочной сессии

    Изюминкой и отличием второй сессии стало посещение участниками очной части мероприятия, которая проходила в самом центре озера Байкал, на острове Ольхон. Очные образовательные события были организованы в формате «семинар-дискуссия», такая работа организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем.

    Наряду с мастер-классами и другими образовательными событиями стажировки коллеги побывали на двух экскурсиях. Первая была организована к самой северной точке острова, на мыс Хобой, где открывается самый удивительный вид на озеро. На обратном пути заехали посмотреть скульптуру известного художника Даши Намдакова «Хранитель Байкала». Вторая экскурсия была по воде и охватила несколько локаций: на острове Огой мы посетили буддийскую ступу просветления, на острове Бакланий камень мы увидели множество птиц, которые и дали название этому месту, причаливали к большой земле и поднимались к целебным источникам Сурхайте. На обратном пути нам удалось покормить чаек в местности Птичий базар и увидеть уникальное животное – эндемика нашего озера нерпу. В привычной среде обитания нерпы еще красивее. Наши стажеры вернулись из образовательной поездки не только с новыми знаниями и планами, но и заряженными энергетикой озера. Будем ждать новых амбициозных STEM-педагогов в нашем сообществе.

    Центр цифровой трансформации образования ГАУ ДПО ИРО выражает благодарность за сотрудничество и плодотворную работу всем организаторам и участникам стажировочной сессии. В настоящее время в регионе создано сетевое сообщество педагогов, реализующих эту программу. На этом STEM-образование в регионе не остановится, есть большие планы: это и разработка обучающей платформы для педагогов-новичков, расширение движения STEM-педагогов до межрегионального уровня, подготовка и проведение новых интересных конкурсов, семинаров и конференций.

    Мы в социальных сетях: