• Учимся для жизни: формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях инклюзивного образования

    16 Янв 2023
     
    11:33
     

    Текст: Евгения Александровна Гапеевцева, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МОУ «Икейская СОШ» Тулунского района

    Татьяна Михайловна Черепкова,
    учитель-дефектолог МОУ «Икейская СОШ» Тулунского района

    Подготовить к жизни в социуме

    Одним из важных направлений методической работы школы является формирование функциональной грамотности обучающихся. Новизна опыта нашей образовательной организации заключается в том, что механизмы формирования функциональной грамотности, используемые педагогами, охватывают 100 % обучающихся, включая школьников с особыми образовательными потребностями. Именно для вовлечения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями, 2 вариант АООП) в работу по формированию функциональной грамотности педагоги МОУ «Икейская СОШ» разработали проект «Учимся для жизни». Функциональная грамотность таких учеников, заканчивающих школьное обучение, рассматривается нами как индивидуально-личностный результат образования, лежащий в области «жизненных компетенций».

    Вступая в самостоятельную жизнь, обучающиеся с ОВЗ сталкиваются с проблемами поиска жилья, трудоустройства, организации быта, питания, испытывают трудности в получении медицинской помощи, распределении бюджета. Поэтому формирование основных направлений функциональной грамотности (читательской, математической, финансовой у данной категории детей является приоритетным для их успешной социализации. Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Обучить функциональной грамотности школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования – это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнёрами по социуму, несмотря на разницу в психофизическом развитии.

    Здесь находит своё отражение основной принцип эффективной инклюзивной среды, предполагающий не только создание обществом условий для успешного включения детей с ОВЗ в социум, но и подготовку ребёнка с ОВЗ к этому процессу. Также важно стимулировать обучающихся к самосовершенствованию для жизни в неоднородной общественной среде. Целью проекта является обеспечение развития у обучающихся с ОВЗ (нарушением интеллектуального развития) способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством формирования функциональной грамотности.

    Практико-ориентированные задачи и экскурсии на предприятия

    Проект «Учимся для жизни» реализуется в урочной и внеурочной деятельности. В урочной деятельности особое внимание уделяется использованию практических задач в различных контекстах. Основной спецификой отбора материала является постановка проблем, с которыми ребёнок с ОВЗ может столкнуться по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями. Тематика заданий подбирается с учётом современной информационной среды и потребностей данной категории детей, что позволяет оценивать способность обучающихся ориентироваться в современном мире и справляться с вновь появившимися требованиями. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Например, на уроке «Окружающий природный мир» по тем «Продукты питания» школьнику предлагается решить практико-ориентированную задачу на формирование математической грамотности: «Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за пакет молока и батон хлеба купюрой в 100 рублей?».

    Многие уроки проходят в форме экскурсий, во время которых ребята непосредственно взаимодействуют с окружающей средой, что очень важно для обучающихся с ОВЗ. Экскурсии в магазины, отделения связи, на предприятия службы быта, в отделения банка дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть. Данная форма учебных занятий позволяет закрепить умение рационально, с учётом материальных возможностей выбрать тот товар, который необходим, учит ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчёты при заполнении почтовых бланков, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги. Педагоги используют в работе банки заданий для формирования и контроля функциональной грамотности, представленные на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования, ФИОКО, платформе РЭШ. Задания для оценки функциональной грамотности из электронного банка адаптируются учителями-предметниками в соответствии с учебными возможностями детей с ОВЗ: увеличивается время выполнения, подготавливается подробная инструкция, подбираются задания из другой возрастной категории.

    Проект «Учимся для жизни» включает разнообразные формы организации внеурочной деятельности обучающихся, направленные на развитие функциональной грамотности: ролевые игры на занятиях по финансовой грамотности, виртуальные практикумы, во время которых ребята учатся искать информацию в интернете, делать покупки в интернет-магазинах.

    Весьма эффективной для развития функциональной грамотности у детей с ОВЗ является среда дополнительного образования. Обучающиеся с ОВЗ имеют возможность посещать занятия Центра дополнительного образования «Точка роста», функционирующего на базе нашей образовательной организации, и осваивать дополнительные общеразвивающие программы «3D-моделирование», «Медиастудия “Объективˮ», «Шахматы». Вариативность и гибкость системы дополнительного образования позволяет обучающимся эффективно практиковать навыки функциональной грамотности в различных видах деятельности и использовать их для расширения своих возможностей с учётом особенностей развития.

    О результатах

    Специфика оценивания результатов отражена в локальном акте школы. В нашей образовательной организации разработана методика, позволяющая оценить уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ. Используя определённые критерии, специалисты при помощи наблюдений и выполнения обучающимися ситуационных заданий выявляют результативность работы. Так, за время реализации проекта отмечается повышение уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ: по направлению «Читательская грамотность» показатели улучшились на 16 %, по направлению «Математическая грамотность» – на 9 %, по направлению «Финансовая грамотность» – на 24 %, по направлению «Естественно-научная грамотность» – на 9 %. В целом в ходе реализации проекта повысился уровень индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ; качество образования и воспитания; рейтинг и социальный престиж школы в области организации учебной и внеклассной работы с детьми с ОВЗ; возросли профессиональные компетенции педагогов по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.


    Факты

    Региональный конкурс «Школа исследовательских навыков» проводится с 2021 года при поддержке Всероссийской политической партии «Единая Россия».

    Цель конкурса – выявить успешные практики, распространить опыт деятельности общеобразовательных организаций с включением научной составляющей в реализацию основной образовательной программы, оказывающей значительное влияние на повышение качества образования в Иркутской области. Конкурс проводится по трём номинациям:

    1. Обучение школьников на профильном уровне по одному или нескольким профилям (включая предпрофильное обучение) для их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий.
    2. Организация научно-исследовательской деятельности в общеобразовательной организации, развивающей проектные и исследовательские умения обучающихся, в том числе с использованием современной лабораторной базы и прочих ресурсов, как собственных, так и научных организаций, ведущих региональных университетов, федеральных вузов, научно-исследовательских центров.
    1. Организация образовательного процесса с включением ресурсов дополнительного образования детей и молодёжи с целью создания детских объединений для углублённого изучения отдельных предметов, развития проектных и исследовательских умений обучающихся. Победитель конкурса по каждой номинации получает сертификат на 100 000 рублей. На конкурс участники предоставляют заявку (презентацию) и видеоролик с полученными или планируемыми результатами реализации проекта.

    Фото: «В условиях инклюзии в мероприятия по формированию функциональной грамотности включены и дети с ОВЗ».

    Что ещё сделано в рамках проекта:

    • Создан комплект методических материалов для достижения и
    оценки планируемых результатов освоения Адаптированной основ-
    ной общеобразовательной программы.
    • Апробированы решения разработанных практико-ориентированных задач.
    • Опыт работы педагогов транслируется на методических муниципальных семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства.

    • Родители стали активнее участвовать в образовательной деятельности детей, укрепилось их сотрудничество со школой. Опыт педагогов МОУ «Икейская СОШ» по формированию функциональной грамотности у обучающихся с умеренной умственной отсталостью тиражируется в Тулунском районе и за его пределами. С 2018 по 2021 годы на базе образовательной организации была организована муниципальная методическая площадка по проблеме обучения детей с ОВЗ.

    Педагоги района имели возможность посетить открытые учебные занятия и внеклассные мероприятия, в том числе дистанционно. Осуществляется сетевое взаимодействие со школами района по оказанию психолого-педагогической поддержки обучающимся с ОВЗ. С 2019 года МОУ «Икейская СОШ» выступает организатором муниципального конкурса для школьников с ОВЗ и детей-инвалидов «Я могу! Творчество без границ».

    Представленные в проекте результаты подтверждают эффективность опыта нашей образовательной организации по включению обучающихся с ОВЗ в единую общешкольную деятельность по формированию функциональной грамотности.1


    1 Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: