Текст: Елена Михайловна Михайлова, учитель-логопед ЧОУ «Образовательный комплекс “Точка будущего”»,
г. Иркутск
Юлия Анатольевна Моисеева, учитель-логопед ЧОУ «Образовательный комплекс “Точка будущего”», г. Иркутск
Наталья Викторовна Николаева, учитель-логопед ЧОУ «Образовательный комплекс “Точка будущего”»,
г. Иркутск
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание обучающегося как субъекта деятельности, что предусматривает развитие у него умений ставить цель и, планируя свои действия, достигать её, а также формирование ответственности за решение задач и за их результат. В центре внимания оказывается личность обучающегося, развитие у него качеств и способностей, обеспечивающих ему возможность самостоятельного обучения и самореализации. Развитие личности происходит через освоение знаний и предметных умений, поэтому нужно ориентироваться не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности), но и на метапредметные (усвоенные способы деятельности) и личностные (ценностные ориентации, интересы, мотивация). В связи с этим реализация системно-деятельностного подхода на логопедическом занятии выстраивается учителем-логопедом как деятельностная образовательная ситуация.
Некоторые логопеды считают, что требования ФГОС по реализации системно-деятельностного подхода с трудом выполнимы на коррекционно-развивающих занятиях, мотивируя это нехваткой времени, сложностью соотнесения структур методического построения логопедического занятия и системно-деятельностного урока, дефицитом приёмов на этапах проблематизации, планирования и оценивания.
Несмотря на перечисленные трудности, учителя-логопеды нашего образовательного комплекса успешно адаптировали алгоритм логопедического занятия и разработали приёмы для каждого этапа системно-деятельностного занятия. Коррекционно-развивающее занятие приобрело деятельностный характер. Обучающиеся активно участвуют в постановке цели занятия через решение проблемной ситуации, с помощью учителя-логопеда планируют свою деятельность. Приёмы поддерживающего оценивания повышают мотивацию школьников, позволяют им объективно оценивать результаты в достижении поставленных целей.
Структура логопедического занятия, выстроенная нашими педагогами, позволяет придерживаться методических требований к реализации коррекционно-развивающего занятия и может быть заложена в проектирование как подгрупповых, так и индивидуальных занятий по коррекции устной и письменной речи. Рассмотрим каждый из этапов.
- Актуализация
Работа на данном этапе предполагает опору на имеющиеся у обучающегося опыт, знания или умения, которые будут актуальны в достижении поставленной цели занятия.
Так, на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения актуализируется умение выполнять артикуляционные упражнения, упражнения на развитие воздушной струи, пространственной ориентировки, нейродинамические упражнения, активизирующие артикуляционную и мелкую моторику.
На подгрупповых занятиях акцент будет сделан на тех умениях, которые позволят успешнее достичь результата и будут зависеть от темы занятия. Например, при изучении темы «Дифференциация парных согласных звуков [з]-[с]» необходимо актуализировать умение различать звонкие и глухие согласные. Можно предложить работу с сигнальными карточками.
Примеры
- Обучающиеся слушают звуки и сигналят соответствующими символами. Символ «–» обозначает «звонкий» звук (сомкнутые голосовые связки), символ «<» – «глухой» (разомкнутые голосовые связки);
- «Чудесный мешочек»: обучающиеся должны не глядя определить, какие буквы находятся в мешочке, а затем объединить их в пары по звонкости/глухости, разделить буквы на две группы по глухости и звонкости.
При изучении темы «Дифференциация оптически сходных букв б-д» на этапе актуализации возможны упражнения на конструирование как печатных, так и письменных графем; соотнесение букв с соответствующей графемой; сравнение букв, сходных по графическим элементам; чтение изографов.
2. Проблематизация
Особенностью данного этапа является создание проблемной ситуации, с которой школьник должен справиться. Цель – сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения данной темы.
Примеры
- «Беззвучный телевизор»: учитель-логопед беззвучно артикулирует звуки [п] и [б] и просит обучающихся угадать их. Потом школьники приходят к выводу, что эти звуки одинаково артикулируются, имеют схожее звучание и написание. Далее обсуждается важность данной темы и формулируется цель занятия;
- При изучении темы «Многозначные слова» обучающиеся читают следующие строки:
Человек идёт.
И снег идёт.
Дождь идёт. И кинофильм идёт.
Рыжий кот по улице идёт.
А навстречу женщина идёт.
Шубка этой женщине идёт.
Далее они определяют, что в каждой строке встречается слово «идёт», обсуждают его значения в разных контекстах, делают вывод о многозначности слова, формулируют тему и цель занятия;
- При изучении темы «Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, и, я» обучающимся демонстрируются ряды слогов, чтобы они нашли лишний:
После определённого затруднения обучающиеся догадываются, что исключать нужно слог, который отличается от остальных по твёрдости-мягкости. Затем они анализируют исключённые слоги ивыясняют, от чего зависит мягкость согласных.
3. Целеполагание
Как правило, обучающиеся способны самостоятельно либо с помощью педагога сформулировать цель занятия, опираясь на осмысление проблемной ситуации. Обязательно в качестве направляющей помощи нужно использовать фразы-помощники или символы:
Например: «Цель нашего занятия – научиться… (познакомиться, потренироваться, составить кластер…)».
4. Критерии оценки
Учитель-логопед самостоятельно или совместно с обучающимися формулирует маркеры достижения цели. Чтобы получить максимальный результат, школьники должны знать, какие требования нужно выполнить и каким критериям должна соответствовать работа.
При формулировании критериев важно, чтобы они были понятны обучающимся, достижимы и связаны с конкретными умениями, поэтому сами школьники должны участвовать в этой деятельности. Кроме этого, использование приёмов оценивания позволит регулировать нежелательное поведение обучающихся.
Существуют разные приёмы оценивания. Они могут быть связаны с лексической темой занятия и применимы как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. Пособия оформляются на плотной ламинированной бумаге, оценочные элементы крепятся при помощи липучек.
Примеры
- «Скалолазы»: обучающиеся двигаются по вершине вверх, если выполнили задание правильно;
- «Сундук сокровищ»: обучающиеся получают золотую монету, если задание выполнено верно, серебряную – если при выполнении были ошибки, паука – если задание не выполнено или выполнено неверно;
- «Яблоня»: если задания выполнены верно и без помощи педагога, то обучающийся получает яблоко; если при выполнении заданий были допущены ошибки, обучающийся получает цветок; если задание не выполнено – листок;
- «Футбол»: если задание выполнено правильно, то обучающиеся получают возможность забить гол; если допущены ошибки – мяч попадает в штангу; если задание не выполнено – гол не забит;
- «Супермаркет»: обучающиеся получают возможность «купить» 2 продукта, если задание выполнено верно; 1 продукт – допущены ошибки. Также здесь можно подобрать такие продукты, в названии которых встречаются звуки, дифференцируемые на данном занятии и на этапе фиксации результата, найти среди своих покупок продукты на заданные звуки;
- «Солим грибы»: используется в ходе всего занятия для оценивания каждого задания. Данный вид оценивания применим к лексической теме «Грибы», также его можно использовать при дифференциации звуков. Ученик получает 2 гриба, если задание выполнено верно и максимально самостоятельно; 1 гриб – в задании допущены ошибки, ученику многократно помогал учитель;
- «Лестница успеха»: используется в конце занятия и предназначена для оценивания результатов деятельности обучающегося на уроке;
- «Чек-лист»: объединяет работу над планированием занятия и оцениванием результатов. Сначала обучающимся необходимо ранжировать пункты плана, пронумеровав в верном порядке действия. Далее школьники оценивают свою работу на уроке: «Я – супер!» – выполнил правильно/не нарушал правила поведения на уроке; «Так себе!» – допустил ошибки/иногда нарушал правила поведения; «Ой-ёй-ёй!» – не выполнил задания/не придерживался правил поведения на уроке.
5. Планирование
Этап направлен на определение последовательности действий в достижении поставленной цели. На начальных этапах учитель-логопед формирует план вместе с обучающимися, постепенно давая им в этом больше самостоятельности.
Что касается приёмов планирования, то они разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей и возможностей школьников.
Приёмы планирования
- формирование плана совместно с обучающимися с помощью фразы «На какие вопросы нам необходимо ответить, чтобы достичь цели?»;
- формирование плана через чек-лист с деформированными пунктами;
- выбор относящихся к цели урока и исключение лишних пунктов плана из числа предложенных;
- деформированный план;
- план с пробелами, в котором обучающимся следует дописать часть слова либо целое слово;
- картинный план (каждый пункт плана представлен в виде изображений);
- круговой план;
- ступеньки (пункты плана записаны на полосках различной длины – ступенях, определяющих последовательность действий).
6. Основная часть
Здесь содержатся упражнения и задания, связанные с пунктами плана и направленные на достижение поставленной цели. Материал выстроен таким образом, чтобы обучающийся переходил от простого упражнения к сложному. На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях материал отрабатывается в последовательности: звук – слог – слово – предложение – текст. В рамках изучения темы «Дифференциация парных согласных звуков [п]-[б]» эффективно выполнять задание на характеристику звуков позволяют визуальные схемы и пособия на липучках. Так, обучающиеся подбирают соответствующие карточки с характеристикой звука (гласный – согласный, твердый – мягкий, глухой – звонкий, парный – непарный), а в конце у них получается изображение. Школьники могут задавать друг другу вопросы, уточняя правильность выполненного задания.
7. Фиксация и оценивание
На данном этапе важно научить обучающихся объективно оценивать свою деятельность, анализировать усилия, затраченные для достижения желаемого результата. Здесь необходимо подсчитать количество оценочных элементов, обсудить успехи и неудачи.
7. Рефлексия/перспектива
Обучающиеся анализируют приобретённый на уроке опыт, рассматривают возможность его применения в других предметных областях и жизненных ситуациях.
Подводя итог, отметим, что реализация системно-деятельностного подхода на логопедических занятиях не только не нарушает методическую основу коррекционно-развивающего занятия, но и эффективно сказывается на коррекции речевых нарушений, позволяет формировать универсальные учебные действия, необходимые обучающимся для успешного получения образования и опыта социализации.
Список источников
- Котова С. К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. Т. 19. С. 37–41. URL: https://e-koncept.ru/2016/56247.htm (дата обращения: 05.03.2023).
- Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Деятельностный и системно-деятельностный подходы: методология и практика реализации // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 11–20.
- Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Институт образования человека, 2012. 63 с.
- Фисенко Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. [Электронный ресурс] // Библиофонд. 2011. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=512021 (дата обращения: 05.03.2023).