Текст: Ксения Владимировна Максимова,
музыкальный руководитель
МБДОУ «ДСОВ № 106», г. Братск
Мы привыкли к тому, что педагог заранее пишет сценарий, в котором сам распределяет слова героев, подбирает песни, мероприятие проходит «как по нотам», но отработка движений приводит лишь к пассивному исполнению номеров, придуманных взрослым, повторению заученных фраз и усталости от репетиций. Есть ли в этом образовательные эффекты? Думаю, что нет. Поэтому я сделала выбор в пользу технологий «Детский совет» и «План – дело – анализ» Лидии Васильевны Свирской. Они позволяют организовывать музыкальную деятельность так, чтобы дети активно участвовали в планировании праздника, предлагали свои идеи, проявляли творческую активность и эмоциональную включенность в деятельность, что отвечает принципам стандарта дошкольного образования. Итак, моя педагогическая находка «Праздник без границ».
«Чего хотят дети?»
Планирование нашего праздника начинается с детского музыкального совета, на котором мы обсуждаем, какое событие или праздник мы хотели бы провести. Нашими помощниками в выборе являются музыкальные опросники и голосования, музыкальные правила, блок-картотека для детей «Календарь праздников». Тема выбрана, следующий шаг – совместное планирование. Мы обсуждаем форму проведения мероприятия, песенный репертуар, музыкальное сопровождение, придумываем танцевальные номера, театральные сценки, подбираем игровые атрибуты и предметы к музыкальным играм. Моя главная задача – предоставить каждому ребёнку возможность проявить инициативу, ответственно и осознанно выбрать дело по душе в подготовке к нашему празднику. Какие же увлекательные идеи предлагают дети: родители не зрители, а активные участники действа; тема события, посвященного 8 Марта – гавайские острова; ребята предлагают повторить на празднике танцевальные тренды «ТикТока» или устроить музыкальный баттл. Идеи детей мы фиксируем на доске-помощнице (так назвали её дети), а конкретизировать содержание события нам помогают:
• музыкальные вопросы, ответы на которые дети могут написать самостоятельно или найти их вместе с родителями, педагогами;
• блоки картотек, которые дети создают сами. Они помогают, например, выбрать музыкальные инструменты для оркестра, составить мнемотаблицу к любимой песне или сделать подсказки для музыкальных игр. На этом этапе мне важно наполнить идеи, предложенные детьми, образовательными задачами музыкальной деятельности: научить восприятию музыки, развить певческие умения и др.
Воплощение идей в жизнь
Далее начинается самое интересное – воплощение нашего плана. Мы разучиваем песни, играем на музыкальных инструментах, готовим танцевальные номера. Я стараюсь создать условия для развития творческих способностей каждого ребёнка вне зависимости от его индивидуальных возможностей. Также важно показать детям варианты реализации их идей и предложений. Например, детскую идею организовать оркестр можно наполнить подходами орф-педагогики или народной культуры, создать шумовые инструменты. Хочу отметить, что также дети принимают участие в оформлении музыкального зала. Гирлянды, растяжки, рисунки, декорации, афиши и плакаты – это предметы, создающие творческую атмосферу в музыкальном зале. И пусть на взгляд взрослых всё это выглядит не совсем эстетично, но это очень значимая работа для дошкольников. Важным достижением для меня стало то, что родители перестали быть просто зрителями, а сделались непосредственными участниками детского праздника. Они не только помогают в изготовлении костюмов и атрибутов праздника, но и участвуют в совместных номерах и театральных постановках. Теперь на празднике стулья для пап и мам больше не нужны! Таким образом, в процессе общей подготовки происходит взаимодействие всех участников данного творческого события. Взрослые и дети приобретают огромный организаторский опыт, каждый чувствует свою значимость, проявляет активность и находит применение своим способностям. В таком формате мы проводим не только календарные праздники, но и тематические события.
Плоды трудов
После праздника мы проводим музыкальный совет, на котором дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о запомнившихся моментах с помощью рисунков и фотографий. Такая организация совместных праздников уже дала положительные результаты: дети стали более общительными, самостоятельными, открытыми; они могут ставить цель и планировать свою деятельность, а также проявлять активность в выборе содержания своего образования. Данные образовательные технологии универсальны, поэтому мой опыт будет интересен не только музыкальным руководителям, но и другим педагогам дошкольных учреждений. Итог – радость в глазах детей и родителей от участия, общения и совместной работы. Теперь мы партнёры в организации образовательной деятельности. Мы говорим «нет» готовым сценариям. Мы говорим «да» детским идеям!