• «Командная работа – важный опыт для учителя»

    10 Янв 2023
     
    14:15
     
    На фото (слева направо): С. А. Шорстова, М. В. Лавлинский, Н. Б. Парилова

    Обогащение знаниями, опытом, впечатлениями

    Участие в конкурсе «Учитель будущего» стало для нас интересным и успешным опытом. Выиграв сначала отборочный региональный тур, а затем одержав победу на уровне Сибирского федерального округа (в городе Томске), наша команда вошла в число участников финала конкурса.

    Мы справились не только с необычными кейсами, для решения которых применяли знания современных образовательных технологий, педагогики и воспитания, но и приняли участие в дебатах, посвящённых проблемам развития современного образования и образования будущего. В ходе конкурса наша команда встречалась с творческими людьми, с учителями из разных уголков Сибири, методистами и учёными-популяризаторами педагогической науки. Ценно то, что на конкурсе мы познакомились с лучшими практиками и идеями, применяемыми уже сегодня в образовании. Не менее важен опыт, полученный в командной работе. И сегодня вспоминаем наше участие в конкурсе с особым чувством гордости, потому что мы – команда учителей из Иркутска – смогли выступить достойно.

    Командный продукт

    По результатам участия в проекте наша команда создала методический тренажёр долговременной образовательной квест-игры «Сибирские следопыты» для успешного перехода учащихся 4 классов в среднюю школу. Игра рассчитана на один учебный год. Составление содержательного контента предполагает взаимодействие учителей начальной школы и учителей-предметников среднего звена, а реализация игры осуществляется учащимися среднего звена (в идеале выпускниками того учителя начальных классов, чьи ученики являются непосредственными игроками). Планируемым результатом игры является получение учащимися четвертого класса ключа – символа перехода с одной ступени образования на другую. Нам хотелось бы, чтобы проведение игры и получение ключа стало традиционным для школы и значимым для четвероклассников событием.

    Квест-игра «Сибирские следопыты» – цикл образовательных тематических игр, проводимых в конце каждой четверти (итоговая игра проходит в мае). В начале сентября старшеклассники представляют четвероклассникам правила игры, выполнение которых поможет им быть успешными в средней школе. Далее в течение каждой четверти школьники выполняют индивидуальные задания, а в классе работают над заданиями тренажёра, связанными с областными городами Сибири. В конце четвёртой четверти учащиеся готовят квест-экскурсию по родному городу или селу.

    Данный проект позволяет учителю получить информацию об уровне развития метапредметных и предметных навыков учащихся 4 классов по окончании каждого модуля обучения (каждой четверти); сформировать у школьников деятельностный подход; развить навыки коммуникации, кооперирования, творческие способности. Кроме того, квест-игра позволяет укрепить взаимосвязи между начальной и средней школой через общение со старшеклассниками и учителями.

    Максим Викторович Лавлинский,
    учитель информатики, инженерной графики (ООУП), технологии МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска

    «В школе есть место для активной
    и творческой личности учителя»

    В 2008 году я окончил Иркутский государственный педагогический университет, получив квалификацию «Учитель информатики и математики». Спустя девять лет закончил магистратуру Иркутского государственного университета по направлению «Математика». Карьеру учителя начал в 2009 году в небольшой школе села Подъеланка Усть-Илимского района, а через два года меня пригласили в одно из лучших учебных заведений региона – Лицей Иркутского государственного университета. Моя цель как преподавателя – поддержать обучающегося в его деятельности: научить ориентироваться в потоке учебной информации и справляться с её объёмами; решать возникающие проблемы; осознать свои способности и личностные качества; саморазвиваться и самосовершенствоваться. В работе со школьниками я использую собственную методику, в основе которой лежит парадигма проблемного обучения и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Кроме того, задействую метод свободных ассоциаций и метод инверсий. Также положительный образовательный эффект оказывает применение современных цифровых инструментов. В данный момент осваиваю технологии дополненной и виртуальной реальности. Для развития у учеников метапредметных навыков использую в работе метод проектов. Некоторые реализованные проекты получили признание как на уровне города, так и на уровне страны. Для того, чтобы быть профессионалом, сам педагог тоже должен постоянно учиться. Поэтому я не только занимаюсь самообразованием, но и участвую в конкурсах профессионального мастерства, которые мотивируют меня и дарят знакомства с интересными практиками коллег.

    Также считаю важным делиться опытом с коллегами. Публикую свои статьи в сборниках научных трудов, провожу мастер-классы и выступаю с докладами. Деятельность педагога не должна ограничиваться школой. Учителю важно быть вовлечённым во внешкольные мероприятия, так как это даёт понимание процессов, проходящих в обществе, и позволяет лучше понимать молодое поколение. По моему мнению, вовлечение педагогов в социальную деятельность способствует повышению престижа профессии. Так, я являюсь судьёй робототехнических соревнований; организатором работы экологических смен лагеря «Сердце Байкала»; преподавателем и организатором летней интеллектуальной школы Лицея ИГУ «Академгородок»; участником волонтёрской экологической акции «360 минут ради Байкала»; участником образовательного молодёжного проекта «Школа лидера». Смена «Школа СМИ».

    Двенадцать принципов моей педагогической философии:
    • знание предмета;

    • педагогический такт;
    • гуманизм;
    • любовь к детям;
    • требовательность;

    • преодоление;
    • совмещение несовместного;
    • стрессоустойчивость;
    • креативность;
    • правильный менеджмент;
    • самовыражение;
    • созерцание.

    Светлана Александровна Шорстова,
    учитель английского и немецкого
    языков МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска

    «Чтобы говорить на иностранном
    языке, нужна не возможность, а необходимость»

    В 2005 году я окончила Иркутский государственный лингвистический университет, факультет немецкого языка. На втором курсе поняла, что иностранный язык можно выучить только в общении, поэтому прошла курсы гидов-переводчиков и в свободное от учёбы время знакомила немецких туристов с Иркутском и озером Байкал. После пятого курса уехала в Германию по программе Au-Pair, где, проживая в семье, продолжила изучать язык в университете и узнавать культуру страны. Вернувшись в родной город, работала в Байкальском государственном университете экономики и права преподавателем иностранных языков. Поступила в аспирантуру, продолжая работать, досрочно закончила диссертацию и в 2015 году получила степень кандидата филологических наук. Далее педагогический путь привёл меня в Лицей ИГУ г. Иркутска, где у меня появилась возможность в полной мере реализовать свои знания и опыт.

    Мой главный принцип изучения иностранного языка – чтобы говорить, нужна не возможность, а необходимость. Поэтому один из самых интересных проектов, который мы реализуем при поддержке администрации лицея, – это международные образовательные экспедиции. Участники программы живут в принимающей семье, ходят на уроки, готовят общий проект и представляют его на конференции. Вот когда английский и немецкий из свода грамматических правил, набора фраз и выражений превращаются в язык, на котором говорят, думают и пишут. Это тот переломный момент, когда учащиеся понимают, для чего они изучают иностранные языки. Когда я вижу счастливых учеников, которые свободно говорят со своими иностранными друзьями, это наполняет мою педагогическую деятельность смыслом, дарит идеи для новых проектов.

    Надежда Борисовна Парилова, учитель географии, заместитель директора по ОБЖ МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска

    «Интереснее и эффективнее обучаться играя»

    В 1997 году я окончила географический факультет Иркутского государственного университета. Получив специальность инженера-гидролога, планировала использовать полученные знания в работе на Красноярской ГЭС, но получилось так, что в сентябре того же года стала учителем географии в одной из иркутских школ.

    Первые годы работы совпали с внедрением программ, связанных со здоровьесбережением, экологией и здоровым образом жизни. В этот период я приобрела интереснейший опыт организации образовательных экспедиций и научно-исследовательской работы учащихся. Я считаю географию самой нужной в школьной программе (хотя каждый учитель говорит о своем предмете так же, скажете вы), потому что знания по этому предмету сопровождают человека на протяжении всей жизни, помогают ему понять природу и закономерности происходящих событий.
    Ещё интереснее заниматься играя. Игровые технологии в учебном процессе – направление, которое я изучала на протяжении длительного времени. Применяю их как в учебной деятельности, так и при проведении летней интеллектуальной математической школы Лицея ИГУ «Академгородок», которой руковожу на протяжении четырёх лет. Делюсь опытом с коллегами, выступая на семинарах, круглых столах и конференциях разного уровня. Например, участвовала в итоговых конференциях программы «Школьная Лига РОСНАНО» и в образовательных сессиях центра «Сириус». Сейчас я аспирантка Иркутского государственного университета, работаю над диссертацией.

    Мы в социальных сетях: