• «ОТ УЛЫБКИ»: как доброта и современные образовательные технологии помогают «особенным» детям справляться с трудностями

    09 Янв 2023
     
    15:09
     

    Текст: Екатерина Алексеевна Прокофьева, учитель-дефектолог, МБДОУ «ДСКВ № 68», г. Братск

    В течение четырёх лет я являюсь учителем-дефектологом группы компенсирующей направленности. Работая с детьми с задержкой психического развития, пришла к выводу о том, что они могут многому нас научить: видеть больше, чем попадает в наше поле зрения; становиться лучше, чем мы есть. Могу также сказать, что сила духа моих воспитанников достойна уважения. По мере своих возможностей дети пытаются донести до тебя свои желания. Пусть получается не всегда, но они пробуют снова и снова. Порой понять детей с ЗПР бывает непросто, но это не значит, что они не нуждаются в принятии, любви и понимании. Как показывает практика, улыбка и похвала – ключ к их чувствам. Развивайся, играя Учёт индивидуальных особенностей, способностей и интересов детей моей группы – важнейшее условие создания благоприятного микроклимата на занятиях. Воспитанников нужно уважать, относиться к ним следует как к полноправным участникам образовательных отношений. Моя задача состоит в том, чтобы грамотно подобрать методы коррекционной педагогики для того, чтобы ребята смогли быть успешными в определённых видах деятельности.
    Поэтому я нахожусь в активном поиске эффективных методов и приёмов, осваиваю современные образовательные технологии, прежде всего основанные на ведущем виде детской деятельности – игре. Я разрабатываю разноуровневые диагностические и дидактические материалы, различающиеся по содержанию, объёму, сложности, методам и приёмам выполнения заданий.
    Технология наглядного моделирования, или мнемотехника, невероятно эффективна. Суть её заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания нужно придумать картинки (схемы), а потом облечь в такую форму весь текст. Такая технология позволяет лучше запоминать и воспроизводить ранее полученную информацию, а также развивать у детей воображение и фантазию. В моей работе реализация информационно-коммуникационных технологий возможна благодаря созданной в ДОУ IT-инфраструктуре, что позволяет сочетать между собой словесные и зрительные методы коррекционного воздействия, способствующие восприятию и запоминанию информации. Также задействовать все анализаторы в процессе коррекционных занятий позволяет работа с интерактивной песочницей «Полянка». Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических функций. В своей практике активно использую ряд телесно ориентированных методик: мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, упражнения для профилактики нарушения зрения, различные виды массажа (самомассажа). В работе с детьми с ЗПР эффективными являются кинезиологические упражнения. С их помощью происходит координация работы правого и левого полушарий. Каждое из упражнений включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал дети воспринимают более целостно, лучше его запоминают. Сенсорная интеграция – ещё одна коррекционная методика, которую я использую. Её суть в том, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Я даю воспитанникам различные комплексы упражнений, предлагаю им поработать с развивающей доской-бизибордом. Для познавательного развития воспитанников я использую коврограф «Ларчик» (В. В. Воскобовича). Пособие способствует развитию психических процессов, формированию математических и речевых навыков у детей начиная со среднего возраста. Также применяю технологию проблемного обучения с целью организации активной познавательной деятельности воспитанников. На всех этапах коррекционного занятия используются лишь такие элементы проблемного обучения, как проблемные вопросы и проблемные ситуации. Я как педагог стараюсь стать для моих воспитанников тем человеком, который познакомит их с окружающим миром и научит в нём жить, а современные образовательные технологии помогут мне в этом. Для меня самым важным достижением является плодотворная коррекционная работа с дошкольниками. Они приходят ко мне с нарушениями, а уходят с максимально доступным для них уровнем развития и коммуникативными навыками. Понимание того, что большинство моих воспитанников пойдут в первый класс общеобразовательной школы, наполняет моё сердце радостью.1


    ¹ Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: