• Реализация федерального проекта «500+» в Боханском районе

    15 Ноя 2022
     
    14:39
     

    Из опыта муниципального
    координатора

    Текст: Мария Филипповна Башанова, начальник информационно-методического отдела МКУ «Управление образования» МО «Боханский район»

    В настоящее время все социальные институты ориентированы на улучшение качества жизни, и система образования также совершенствуется. Одним из механизмов этого процесса выступает федеральный проект «500+». Образовательная система высокого качества позволяет каждому обучающемуся достигать наилучших результатов, несмотря на условия, в которых его школа реализует образовательную программу. Условия образовательного процесса определяются контекстом и факторами, специфическими для каждой образовательной организации. Низкие образовательные результаты часто являются следствием негативного влияния факторов риска или их сочетания. Задача помощи школам с рисками низких результатов состоит в повышении эффективности организации работы по этому направлению на всех уровнях управления: школьном, муниципальном, региональном. При этом важно учитывать, что не всегда образовательная организация может в одиночку справиться с ресурсными дефицитами – например, местной социальной и экономической ситуацией. Данный проект предусматривает поддержку именно для таких школ – школ с низкими образовательными результатами. В 2022 году четыре общеобразовательные организации Боханского муниципального района стали участниками проекта «500+». Реализация образовательных программ напрямую зависит от способности образовательных организаций противостоять явлениям, негативно влияющим на успешность образовательного процесса.

    Участие школ Боханского района в федеральном проекте «500+» способствовало проведению комплексного анализа условий, имеющихся в образовательных организациях, в целях создания ресурсной базы для улучшения образовательной ситуации и повышения образовательных результатов. Для решения выявленных проблем были проведены индивидуальные, парные и групповые (перекрестные) встречи и консультации, а также установочные вебинары, организованные как региональным координатором проекта ГАУ ДПО ИРО, так и муниципальной методической службой. Впервые для оказания адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами был использован опыт работы куратора, приглашенного из стороннего муниципального образования – Ольхонского муниципального района. В рамках организованной онлайн-встречи руководителя школы – участника проекта, её куратора и членов рабочей группы органа муниципального управления образованием, муниципального координатора участники познакомились друг с другом, обсудили проблемы и пути их решения. Состоялся ряд методических встреч, на которых обсуждались результаты анализа рисковых профилей школ – участников проекта. Затем такие консультации стали традиционными и проводились один раз в месяц.

    Несомненно, для организации более эффективной работы потребовался глубокий анализ ресурсов образовательных организаций, а также причин, влияющих на качество образования и снижение мотивации обучающихся к учёбе.
    В целях преодоления рисков снижения уровня образования школьным командам потребовалось чётко определить для себя цели, а также задачи, позволяющие направить деятельность педагогов на достижение планируемых результатов, определить механизмы управления образовательным процессом. При появлении первых результатов, когда во время оценивания учитывался прежде всего «рисковый профиль» школы, появляются и первые выводы, которые и показывают, каких результатов школа добилась или могла бы добиться.

    Конечно, важной частью школьной работы стало составление плана действий. Важно было продумать, какие именно мероприятия могут способствовать привлечению целевой аудитории (педагоги, школьники и их родители, руководство школы) для решения актуальных школьных проблем. Важно было также провести работу по снижению психологического напряжения, предположить возможные риски в организации совместной работы для всех участников проекта. В помощь реализации школами антирисковых программ на муниципальном уровне был разработан комплекс мероприятий для развития методической и предметной компетенций педагогов. Также были определены муниципальные методические площадки, в рамках деятельности которых школы – участники проекта получили возможность консолидировать собственный опыт с опытом методического сопровождения других школ и деятельностью муниципальных предметных объединений. На базе трёх школ – участников проекта в 1 полугодии уже состоялись районные методические мероприятия по диссеминации опыта работы по следующим направлениям: низкая мотивация педагогов образовательной организации на улучшение образовательных результатов обучающихся, отсутствие или недостаточная эффективность системы объективной оценки результатов обучения, недостаточно развитое профессиональное обучение, взаимодействие в педагогическом коллективе, низкая эффективность работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении, и др.

    Для организации информационного сопровождения участников проекта была создана группа в «Вайбере». С участниками проекта проводились беседы в индивидуальной форме, по результатам которых муниципальный координатор и кураторы осуществляли анализ мер, примененных для решения таких задач, как создание комфортной образовательной среды, повышение уровня мотивации для всех участников образовательного процесса, нахождение новых ресурсов и возможностей, способных повлиять на изменения, к которым стремится школа. Непростой задачей для школ с низкими результатами обучения на сегодня является привлечение родителей обучающихся к решению проблем школьной неуспешности и мотивации учащихся. Решения были найдены не во всех школах. Для повышения мотивации школьников, в том числе с особыми образовательными потребностями, Управлением образования Баяндаевского района учреждена премия за успехи в учёбе, олимпиадах и конкурсах, а также за участие в физкультурно-спортивном движении школьников. В 2022 году 16 обучающихся были удостоены этой премии, в том числе 7 обучающихся из школ – участников проекта «500+». Для развития интереса детей к школьной жизни и учёбе муниципальной методической службой было разработано Положение о муниципальном ученическом совете, первое заседание которого состоится в начале учебного года. По окончании 1 этапа реализации проекта «500+» директорам школ – участников проекта и кураторам было предложено пройти опрос, результаты которого дают возможность увидеть, какие результаты уже принесло участие в проекте и над какими проблемами стоит ещё подумать. После проведения комплексного анализа результатов опроса выяснилось, что многие руководители школ и члены школьных управленческих команд теперь смогли по-иному взглянуть на факторы, приведшие школу к низким результатам обучения. С учётом того, что в 100 % случаев коллективы школ с пониманием и интересом отнеслись к участию в проекте, можно надеяться, что ситуация в школах изменится в лучшую сторону. Во втором полугодии запланировано проведение мероприятия «Методический десант» силами сотрудников структурных подразделений ГАУ ДПО ИРО. Его основной задачей станет выявление проблемных зон в организации образовательного процесса и проведении учебных занятий в ШНОР, влияющих на качество образовательных результатов в школах с низкими образовательными результатами Боханского района. Считаем, что проведение выездного мероприятия окажет эффект методической поддержки для педагогических коллективов общеобразовательных организаций, участвующих в проекте «500+». Конечно, участникам проекта «500+» Боханского района еще предстоит выполнить большой объем работы, но то, что некоторые проблемы удалось решить, а другие – заметить, дает надежду на успешное участие в федеральном проекте «500+», а полученный методический опыт обязательно поможет педагогическим коллективам и другим участникам образовательных отношений найти новые пути для взаимодействия и сотрудничества.

    Из опыта куратора

    Текст: Галина Иннокентьевна Хохолова, директор МБОУ Укырская СОШ Боханского района

    Роль куратора школы – участника проекта «500+» по оказанию адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами особо важна. Его задачей является прежде всего передача опыта в решении важных образовательных проблем и оказание методической помощи школе, имеющей низкие образовательные результаты. Это и является одной из самых эффективных мер помощи. Куратор помогает осознать имеющиеся проблемы, направляет усилия на анализ и разрешение трудностей, связанных с организацией и реализацией образовательного процесса. Также важно для куратора проведение разъяснительной работы, направленной на создание эффекта принятия управленческой командой школы имеющихся проблем, создание мотивации для нахождения их обязательного решения, понимание необходимости координации управленческих подходов в достижении высокого качества образования, создание атмосферы конструктивного диалога между участниками проекта на всех уровнях и совместном решении возникающих проблем.

    В 2022 году, став школьным куратором, свою работу я начала не со знакомства со школой – МБОУ «Тарасинская СОШ», потому что с представителями администрации, коллективом и даже многими родителями обучающихся уже была знакома лично. Важно было понять, как складывается ситуация с организацией образовательного процесса изнутри. Просмотрев сайт образовательной организации, изучив нормативные документы, регламентирующие деятельность школы, я получила полное представление о работе школы за последние годы, что позволило выявить её сильные и слабые стороны.

    В организации совместной работы между куратором и школьной командой с целью установления контакта и создания обстановки сотрудничества помогли организованные на муниципальном уровне встречи участников проекта и регионального и муниципального координаторов. Данное мероприятие позволило всем нам начать работу в необходимом направлении, так как были проблемы в понимании важности участия школы в проекте «500+». Отрадно, что взаимодействие состоялось. После детального изучения методических рекомендаций ФИОКО и регионального координатора участники проекта осознали необходимость изменений в построении работы школы в целях достижения высокого качества образования. На всех этапах работы по проекту участники активно сотрудничали друг с другом. Можно сказать, что между ними установились продуктивные деловые отношения, что позволило проводить совместную работу более эффективно. Особое внимание приходилось уделять разработке качественных мер и методов, которые помогли бы школе достигнуть поставленных целей. Конечно, на пути возникали проблемы, например, в целях реализации внутришкольных преобразований требуется полная готовность руководства школы и всего педагогического коллектива к таким преобразованиям. Достигать результатов в этом направлении было нелегко. Поэтому формирование у школьной команды мотивации к качественной реализации внутришкольных антирисковых программ развития стало совместной задачей всех участников проекта: куратора, руководителя ШНОР, педагогов, школьников и родителей обучающихся. Работая в проекте, я, как куратор, несомненно, не только делюсь опытом, но и пополняю его. Особенно значимо, что, помогая решать проблемы своим подопечным, я, руководитель образовательной организации, по-другому вижу и свою миссию: не просто управлять, а учиться находить наиболее значимые управленческие решения, которые оказывают влияние на достижение необходимого результата.

    Из опыта директора школы

    Текст: Людмила Викторовна Богданова, директор МБОУ «Дундайская СОШ» Боханского района

    Став участником проекта «500+» в 2022 году, руководство МБОУ «Дундайская СОШ» на основе имеющегося рискового профиля совместно с куратором школы определило направления, в которых требуется работа по противодействию рискам («низкий уровень оснащения школы», «дефицит педагогических кадров», «высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности», «низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров», «пониженный уровень качества школьной образовательной и воспитательной среды», «низкий уровень вовлеченности родителей»). Первое, на что мы обратили внимание, – это риск, влияющий на показатель качества образования: высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности. Привлечение детей, испытывающих затруднения в учёбе, к мероприятиям школьного и муниципального уровней, использование подходов формирующего оценивания, создание ситуации успеха и многое другое, несомненно, приносят свои результаты. Так, по итогам 2021–2022 учебного года трое обучающихся нашей школы, в том числе ученик с особыми образовательными потребностями, были удостоены премии МКУ УО МО «Боханский район», направленной на поддержку одаренных детей. Основная проблема кадрового обеспечения в школе решалась путем организации профессиональной переподготовки учителей. В этом учебном году три педагога совмещают основную работу с таким обучением. С тремя педагогами организовано наставничество на уровне «педагог – педагог», поскольку они пока не имеют законченного педагогического образования. Благодаря такой методической поддержке школ с низкими образовательными результатами в 2021–2022 учебном году семь педагогов школы (41 % от общего числа педагогического состава) прошли аттестацию и получили 1 квалификационную категорию. В апреле – мае 2022 г. наша школа стала участником муниципального методического мероприятия «Марафон уроков», итоги которого обсуждались затем во время проведения круглого стола.

    Успех в реализации антирисковых программ нашей школы заключается в сотрудничестве всех участников образовательных отношений. Реализация программ по устранению рисков «Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности», «Низкий уровень вовлечения родителей», «Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров» позволила школьной управленческой команде по-новому подойти к реализации мероприятий по повышению качества образования. Была составлена дорожная карта реализации задач проекта «500+», продуман план-график мероприятий, для которых использовались новые и нетрадиционные формы работы, например, создание школьной службы медиации, консультативный клуб для родителей, занятия по внеурочной программе «Смысловое чтение». В корректировке дорожной карты и антирисковых программ, созданных школой, большую помощь оказало проведение консультационных встреч между участниками проекта: муниципальным координатором, куратором и руководством школы. Во время этих встреч обсуждались цели мероприятий и их результаты. Методическая помощь, получаемая педагогами школы, дала возможность организовать работу по использованию технологии «Исследование урока», применению методов формирующего оценивания, что явилось эффективной мерой в организации работы по повышению качества образования. В 2022 году школа стала участником региональной программы «Качество образования» федерального проекта «Новая школа».
    В будущем мы очень надеемся на открытие на базе нашей школы «Точки роста» естественно-научной и технологической направленности, что позволит получить новое оснащение для проведения уроков химии, биологии, физики. Это, несомненно, поможет повысить мотивацию детей к учебной и внеурочной деятельности.

    Конечно, нерешенных проблем у школы ещё немало, но самое главное, что процесс преобразований запущен, цели и задачи ясны. Работает команда единомышленников и созидателей, поэтому надеемся, что и результаты также не заставят себя ждать.

    Мы в социальных сетях: