• «Важен каждый ученик!»: муниципальные методические службы в помощь школам с низкими образовательными результатами

    15 Ноя 2022
     
    11:24
     

    Текст: Наталья Павловна Швецова,
    заведующий сектором сопровождения
    стратегических проектов и программ
    ГАУ ДПО ИРО

    Учебная неуспешность обучающихся – одна из основных проблем школ с низкими образовательными результатами. Для того, чтобы решить её, необходимо объединить ресурсы каждого уровня –регионального, муниципального и школьного. На уровне региона должно осуществляться методическое сопровождение муниципальных и школьных команд; на уровне муниципалитета – ресурсное и методическое сопровождение школьных управленческих команд, учителей; на уровне образовательной организации – сопровождение каждого ученика.

    «НАЧАТЬ С СЕБЯ»

    Одним из ключевых направлений формирования системы управления качеством образования на муниципальном уровне является организация адресного методического сопровождения школ с низкими образовательными результатами (далее – ШНОР) и разработка системы муниципальной методической работы, позволяющей обеспечить развитие единого образовательного пространства и повышение качества образования на уровне образовательной организации. Наличие сильной муниципальной методической службы – одно из условий, при котором возможен выход школы на новый уровень развития.

    Отсутствие или низкое качество методической работы; несовершенство организационных механизмов взаимодействия участников данной деятельности, контроля и оценки её результатов; недостаточный уровень применения технологий методической работы, программ поддержки и обеспечения ими общеобразовательных организаций и учителей; несоответствие предлагаемых программ повышения квалификации профессиональным запросам педагогов – ряд факторов, отрицательно влияющих на результаты методической работы. Для улучшения качества работы сотрудникам методических служб необходимо совершенствовать свою деятельность по следующим направлениям:
    ■ организационно-управленческое, поддерживающее создание и работу в школах организационных структур по разработке и реализации проектов модернизации школьной образовательной системы;
    ■ научно-методическое, осуществляющее дидактическое и методическое обеспечение реализации новых образовательных целей, содержания, форм и методов обучения школьников;
    ■ информационное, предоставляющее муниципальным и школьным профессиональным сообществам информацию о возможностях и перспективах развития интересующих их предметных областей;
    ■ экспертно-консультативное, опирающееся на компетентность и опыт специалистов, методистов-экспертов, необходимых там, где проблемная образовательная ситуация не может быть однозначно определена при помощи существующих критериев.

    АНАЛИЗИРУЕМ ПОТРЕБНОСТИ ШКОЛ, ПОДБИРАЕМ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ

    При решении полного цикла задач адресной методической помощи школам важно учитывать их потребности, а также подбирать соответствующие средства и методы работы. Поэтому основной деятельностью муниципальной методической службы должен быть анализ контекстных факторов, результатов оценочных процедур и диагностики профессиональных дефицитов педагогов. Для решения этих задач наиболее эффективными мерами могут стать:
    ■ разработка и реализация муниципальной методической программы поддержки ШНОР;
    ■ чёткое планирование и организация работы муниципальных методических служб по профессиональному развитию педагогов школ;
    ■ анализ эффективности принятых мер в направлении адресно-
    го методического сопровождения школ с низкими образовательными результатами.
    Итоги работы по сопровождению деятельности школ с низкими образовательными результатами должны быть следующими:
    1. Внедрение эффективных практик работы с данными, полученными в ходе оценочных процедур, самообследования, учебных достижений учеников, выбор показателей для выявления динамики образовательных результатов, мониторинг показателей и сравнительный анализ данных по годам, по итогам текущего контроля (с учётом выявления типичных затруднений каждого обучающегося школы);
    2. Разработка и реализация программы перехода школы в эффективный режим работы;
    3. Изменения в принципах управления образовательным процессом;
    4. Развитие ВСОКО (внутренней системы оценки качества образования. – Прим. ред.) на уровне образовательной организации;
    5. Использование методик анализа рискового профиля школы и составления индивидуального плана профессионального развития её руководителя и педагогов.

    Таким образом, развитие направлений адресной методической работы со школами с низкими образовательными результатами является одной из действенных мер управления качеством в целях профилактики учебной неуспешности обучающихся и устранения рисков его снижения. Системная организация адресной методической работы на муниципальном уровне для школ с низкими образовательными результатами предоставляет возможность разработать индивидуальный план перехода школы в эффективный режим работы, проанализировать общие тенденции профессионального развития учителей и запланировать обучение школьных управленческих и педагогических команд на курсах повышения квалификации «под конкретную проблему».

    Мы в социальных сетях: