Беседовала Галина Анатольевна Битюкова, методист по информационным технологиям МБУДО «СЮТ»
г. Ангарска, член клуба журнала
«Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»
– Какова цель экспедиции?
Е. Б.: «Ледокол знаний – 2022» – это часть экосистемы научно-просветительской программы, созданной Госкорпорацией «Росатом» в 2020 году, которая направлена на поддержку одарённых детей, развитие интереса к науке, технологиям и знаниям. Что касается программы экспедиции, то она позволяет научить детей самостоятельно формулировать запрос на знания, искать необходимые ресурсы, а также синтезировать и транслировать в медиа приобретённый опыт.
– Кто попал на борт ледокола?
П. Ч.: В экспедиции приняли участие шестьдесят четыре школьника.
Среди них – победители Всероссийского детского интеллектуального
проекта «Ледокол знаний», лауреаты VII Всероссийской премии «За верность науке», Всероссийской Арктической литературной премии имени В. С. Маслова, лидеры просветительского проекта «Энергия будущего» в рамках всероссийского проекта «Атомный урок», Российского национального юниорского Водного конкурса «Вода и атом», сетевого образовательного краеведческого проекта «Юный полярник», а также члены клуба «Легенды Арктики» ОЦ «Сириус», лидеры Школы Росатома и проектов информационных центров по атомной энергии.
– Откуда приехали эти ребята?
П. Ч.: Практически из всех регионов страны. Конкурс достаточно серьёзный – 700 человек на место. К нам попали действительно уникальные дети, но я уверена, что в России ещё много талантливых, умных ребят. Жаль, что на ледоколе ограниченное количество мест.
– Что Вы можете рассказать об этих школьниках? Какие они?
П. Ч.: Наша команда организаторов, экспертов, фасилитаторов в восторге от детей. Они невероятные, очень интересные, эрудированные. Ребятам нравится наука, и они не боятся предлагать разные идеи.
– Отличается ли программа этой экспедиции от прошлогодней?
Е. Б.: Безусловно. Проанализировав результаты «Ледокола знаний –
2021», мы пришли к выводу, что формат лекционных образовательных треков нужно менять. Поэтому программа этого года была более практико-ориентированной. В неформальной обстановке школьники принимали участие в четырёх образовательных треках. Первый был посвящён генерации чистой энергии в Арктике и сохранению биоразнообразия Севера. Второй раскрывал творческую энергию, свободное и оригинальное мышление. Третий демонстрировал связь науки и искусства. Четвёртый учил работать с информацией в медиапространстве. В рамках этих треков каждый школьник выбрал себе тему для исследования.
– Какими были темы?
П. Ч.: Объединившись в команды по 10–11 человек, дети готовили проекты по энергетике, загрязнению, климатическим изменениям, инфраструктуре, коренным малочисленным народам Севера, экосистеме.
– Кто помогал участникам в создании проектов?
П. Ч.: В экспедицию были приглашены эксперты – выдающиеся люди разных профессий: учёные, историки, блогеры. Каждый из них знакомился с детьми и рассказывал о своей работе. Далее в зависимости от направления проекта участники выбирали экспертов, проводили с ними интервью. В ходе экспедиции ребята учились задавать вопросы, структурировать информацию, анализировать, проверять факты, а после переработанный материал вместе с собственными выводами «упаковывать» в проект. Нашей основной задачей было научить детей презентовать научную информацию просто и интересно.
– Также дети учились транслировать в медиа те знания, которые приобрели.
П. Ч.: Да. Клипмейкер Роман Ткач учил школьников снимать и монтировать ролики, правильно передавать суть проектов. В целом взрослые максимально шли навстречу детям и поддерживали любые их инициативы. Когда мы видели, что у ребят что-то не получается в силу ограниченных технических возможностей, сразу подключались к процессу. Например, я как продюсер видеопродакшна отдала свою съёмочную группу для записи на вертолётной площадке танца одной из участниц экспедиции. Отмечу, что дети управляли операторами сами, потому что должны были научиться брать ответственность за результат. Свои видеоролики и арт-объекты они показывали на заключительном мероприятии по возвращении из экспедиции. Это было невероятно классно, душевно и так прогрессивно.
– Экспедиция – это маленькая жизнь. Здесь есть всё: и работа, и впечатления, и вечерние встречи. Как на ледоколе было организовано свободное время?
П. Ч.: Были творческие встречи в музыкальном салоне, дискотеки, на которых каждый ребёнок мог побывать в роли диджея, встречи с капитаном ледокола за чашечкой чая. Арктике звучали гитары, рождались новые песни. Аксинья Елецкая написала слова и музыку песни про «Ледокол знаний – 2022», которая стала гимном экспедиции.
– Почему, когда создавался проект, для образовательных путешествий была выбрана именно Арктика?
Е. Б.: Во-первых, «Росатом» является единым инфраструктурным оператором Северного морского пути, обладателем единственного в мире атомного ледокольного флота. Поэтому только у наших школьников есть возможность не только увидеть Северный полюс, но и учиться на борту ледокола. Во-вторых, Арктика – место, сохранение которого важно для всей планеты.
– Путешествие – один из способов познания окружающего мира. Что школьники увидели во время экспедиции?
П. Ч.: Природа в Заполярье удивительная. Нам посчастливилось увидеть белых медведей с медвежонком, дрейфующих на льдинах, моржей, кольчатых нерп. Мы заходили на Землю Франца-Иосифа. На Птичьем базаре увидели десятки, а может, и сотни тысяч особей самых разных, редких, краснокнижных птиц, в том числе тупиков.
– Полина, я точно знаю, что для всех участников «Ледокол знаний – 2022» останется в памяти как знаковое событие. А что экспедиция дала Вам?
П. Ч.: Веру в то, что «Всё возможно». Мы сами придумали этот лозунг и транслируем его другим. Это так здорово – знать, что ты делаешь что-то по-настоящему значимое и интересное. Знать, что ты формируешь общество, которое поддержит твои идеи, какими бы безумными они ни казались. Для меня экспедиция – это про доверие к миру. Например, у меня есть традиция каждый год отмечать день рождения в новой стране, но в силу внешних обстоятельств последние пару лет я не могла выехать за границу. А тут мало того, что Арктический клуб принадлежит 8 странам, так ещё и Северного полюса мы достигли именно 12 июля, в мой день рождения. Все спустились на лёд, встали в круг, обошли вокруг отметки «90° N», тем самым пересекая все меридианы и как бы совершая кругосветное путешествие. Это ли не чудо?
– Вы живёте и работаете в Москве, но выросли в Ангарске, который напрямую связан с Госкорпорацией «Росатом». Если бы вернулись в школьные годы, то приняли бы участие в конкурсном отборе, чтобы отправиться на Северный полюс?
П. Ч.: Конечно, я бы участвовала. Очень рада, что есть такие компании, как «Росатом», которые создают подобные проекты и
помогают детям реализовать их мечты.
– Каковы ваши пожелания участникам будущих экспедиций?
П. Ч.: Верьте в себя и боритесь за возможности, которые вам даются. Арктика – это удивительное, ни с чем не сравнимое место! Вы
будете в восторге! 1
1 Фото в статье из архива Центра коммуникаций «Росатома»