• Формируем познавательную компетентность дошкольников через исследовательскую деятельность

    09 Янв 2023
     
    15:33
     

    Текст: Наталия Александровна Колесникова, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 212»,
    г. Зима

    Для участия в конкурсе «Воспитатель года» я взяла технологию исследовательской деятельности А. И. Савенкова «Маленький исследователь». Сегодня данная технология является эффективным инструментом в педагогике, так как позволяет научить ребёнка добывать знания самостоятельно. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому исследовательская деятельность является методом, который отвечает возрастным особенностям дошкольников. При организации такого рода деятельности стараюсь обеспечивать психологическую защищенность ребёнка, создаю условия для его эмоционального комфорта и самореализации с опорой на индивидуальные особенности. Учитывать способности каждого ребёнка и его возрастные особенности также важно при подборе предметной пространственной среды и выборе тематики детских исследований. Кроме того, важно использовать дифференцированный подход: знать и понимать детей; придерживаться основательного теоретического баланса; анализировать полученные результаты. Цель моей работы не научить детей чему-то, а дать им возможность проявить исследовательскую активность. Такой подход позволяет дошкольнику научиться работать с информацией, рассуждать, делать правильные выводы. В результате ребёнок должен знать, где и как он может найти ответы на все интересующие его вопросы. Детское исследование – это всегда творчество. Конечно, если в итоге такой работы удаётся решить какую-либо практическую проблему, то это хороший результат, но всё же основной задачей является развитие навыков у воспитанников. Я считаю, что сформированное умение самостоятельно добывать информацию через исследование поможет детям при подготовке к школе.
    Таким образом, специально организованная деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых процессах, явлениях и объектах, а педагогу даёт возможность сделать занятия максимально эффективными и удовлетворяющими естественную любознательность дошкольников. Кроме того, так формируется познавательная компетентность будущего выпускника дошкольного учреждения.1


    1 Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: