Текст: Жанна Геннадьевна Кустова, старший методист ГАУ ДПО ИРО
Во всём мне хочется дойти до самой сути… Думается, что эти слова Б. Пастернака как нельзя лучше помогают понять большую и очень важную часть души Л. Н. Толстого – гениального писателя. Говоришь о нём, и сразу хочется обращаться к большим, огромным словам-понятиям: «глыба», «гений», «великий талант»… И посреди его творчества, осмысления эпох, постоянного труда над собой, над своим самообразованием он находил место и время, чтобы быть учителем для простых деревенских детей. В последние минуты жизни, когда был пройден большой творческий путь, который принёс мировую славу, в ответ на вопрос: что было самым главным, самым ценным в его жизни, он ответил: «Обучение детей». Читая о Яснополянской школе, постоянно думаю о том, как было бы замечательно хоть на несколько минут оказаться там, в присутствии этого потрясающего человека – доброго, внимательного, сильного и так много знающего. Когда начинался урок, дети могли играть, шалить, устроить кучу-малу, но когда входил учитель, за этим не следовали ни требования, ни окрики… Учитель просто начинал говорить. И его эрудиция, его речь сразу привлекали внимание, и от всякого баловства не оставалось и следа. Толстой хорошо знал, что детям свойственно двигаться свободно, это их нормальное состояние, поэтому требовал от себя и других учителей, чтобы приёмы, которые используются на уроках, были удобны детям, а не учителям: чем легче преподавателю, тем труднее учиться детям… Школа должна быть для детей! Школа не должна калечить детские души!
Как ценны были часы и минуты, проведённые с Толстым. Однажды на уроке он предложил ребятам написать сочинение на основе русских пословиц. Сочинения, нацеленные на раскрытие простых понятий, таких как «хлеб» и др., никак не получались. А вот пословицы – другое дело. Дети писали увлечённо. А когда Толстой стал вникать в работы, авторы очень хорошо объяснили, почему написано именно так, а не иначе. Сочинение Льва Николаевича им не понравилось. Зато их сочинения – точность языка, точность образов – так поразили писателя, что свою статью он назвал: «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». А Федькин талант он оценил выше Гёте. И не лень же было большому писателю вникать в то, почему именно так было написано сочинение. Он ценил одарённость, он вглядывался в драгоценные крупицы таланта, помогал их развивать.
После уроков граф провожал детей домой, тех, кто жил неблизко, если нужно было идти через лес. Во время таких прогулок часто ребята заводили разговоры о том, что изучали в школе, о том, что их интересовало. Порой эти вопросы могли оказаться совсем непростыми, философскими. И ученики обязательно получали ответы, мудрые, подробные. И довольные возвращались домой.
Рассказывают, что однажды к Толстому пришёл в гости молодой поэт. Он прибыл с визитом, чтобы пригласить Льва Николаевича издавать свои произведения в журнале, в котором печатались стихи модных тогда авторов, загадочных, как мы сейчас их называем, авангардных. Причём хотел, чтобы произведения Толстого выходили регулярно.
Граф задумался, несколько раз прошёлся по комнате, подошёл к своему гостю, посмотрел ему пристально в глаза, как будто старался дойти до глубины, и сказал: «Нэопредэлэнно!» К тому же заметил, что он не пишет по строгому расписанию.
Вот так глубоко он всматривался в глаза тех, с кем был рядом. Он верил, что ребёнок, когда рождается на свет, совершенно чист, его взгляд ничем не замутнён. Но со временем появляется что-то наносное… Встречаясь с людьми, он очень хотел заглянуть в глубь души, увидеть незамутнённую душу ребёнка, обратиться к ней. Он во всём не терпел неопределённости. Всматривался не только в тех, кто был рядом. В первую очередь всматривался в себя. Был честным с самим собой. Чтобы в этом убедиться, можно почитать его дневниковые записи. Анализируя несовершенства своего характера, недостойные стремления, он на этом не останавливался. Принимал решение изменить себя. Стремился к этому. Принимал твёрдое решение жить для других, самосовершенствоваться. И ни в коем случае не довольствоваться равнодушием, собственным успокоением. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие души – подлость» (из письма Л. Толстого к графине А. А. Толстой, октябрь, 1857 г.). «Один смысл жизни – совершенствование. Жить для Бога одного – невозможно. То же для себя, то же для людей. Можно жить только для Бога, для людей, для себя» (записано Толстым на обложке книги, 1900 г.). После отмены крепостного права в России Лев Николаевич увидел огромную потребность крестьянских детей в образовании. И подошёл к этому со всей серьёзностью. Он едет за границу, чтобы изучить, как поставлено дело просвещения в Европе. Читает педагогические труды. Тщательно изучает учебники, которые использовались в школах России. Издаёт журнал «Ясная Поляна». Всё для него важно: и сколько учителей требуется для уезда, и во сколько это обойдётся жителям, и как правильно обучить грамоте детей, какую систему выбрать, какие предметы должны преподаваться в его школе, какую литературу предлагать детям для чтения… Увидев, что книг для детского чтения совсем немного, написал свои. Его замечательные азбуки, книги для чтения – это непреходящие ценности, которые необходимы детям, в какую бы эпоху они ни жили. Лев Николаевич считал, что людям нельзя давать только грамоту. Это их развратит.
Необходимо полноценное обучение и воспитание. Последнему он уделял очень важное значение. Именно ему принадлежат слова о том, что воспитание спасёт мир. Толстой верил, что если люди будут добры, сострадательны друг к другу, если каждый будет работать над собой, если не станет отвечать злом на зло, мир изменится. Дорогого стоят воспоминания Р. В. Иванова-Разумника о том, как больной писатель, принимая у себя посетителей, увидев, что они дружны, что между ними настоящие, искренние отношения, прослезился. В то время гости видели в нём черты Христа, который радовался за своих учеников. В 1906–1907 годах Толстой предпринял попытку преподавать нравственность мальчикам 8–10 лет. Глубоко уверенный в том, что воспитывать людей нужно только через себя, работал над собой, совершенствовался, был искренним с детьми. «Правда есть первое, главное условие действительности духовного влияния, и потому она есть первое условие воспитания»¹.
И сегодня благодаря неустанному труду этого великого человека у нас есть возможность вникать в его уроки жизни, уроки правды, уроки свободы, уроки мудрости, уроки любви.
¹ Кросби Э. Л.: Н. Толстой как школьный учитель[Электронный ресурс]: Глава Х. Позднейшие взгляды Толстого: http://tolstoy-lit. ru/tolstoy/public/krosbi-shkolnyj-uchitel/glavapozdnejshie-vzglyady-tolstogo.htm (дата обращения: 12.04.2021).