Текст: Наталья Васильевна Овсиенко,
учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 4
Ольга Анатольевна Овчинникова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска лицей № 3
Почти для всех народов Земли годы с 1939 по 1945 были годами потрясений, разрухи, страха и неизвестности. Самая масштабная война в истории человече ства затронула 40 государств. Сегодня кажется, что это было давно: в другой эпохе, столетии, тысячелетии…
О Второй мировой написано много книг, отсняты километры кинопленки…
Виктор Фёдорович Опарин
И все равно до сих пор остается недосказанность: не обо всех подвигах известно, не все герои упомянуты. Но для того и существует народная память, хранящая разные истории – истории о простых бойцах и хороших людях, немного страшные, немного героические, иногда обыденные – такие, какими они и остаются в памяти близких и знакомых и на страницах архивных записей. Ведь для каждого русского человека это не просто война: в той или иной степени она коснулась каждой семьи. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. – это событие, пронизанное болью потерь, но озаренное счастьем Победы. Победы, которая случилась дважды в 1945 году: сначала в мае в Германии, а затем в сентябре – в Японии. Во время Советско-японской войны пришлось быстро повзрослеть герою нашего рассказа – Виктору Фёдоровичу Опарину (1927–1992), учителю с большой буквы, удивительнейшему преподавателю музыки, нашему коллеге. Виктор Фёдорович родился 12 июля 1927 года в городе Тулун Иркутской области в семье педагога – отец был учителем, а мать занималась домашним хозяйством. Здесь же, в Тулуне, ходил в восьмилетнюю школу: поступил в неё в 1934 году и успешно окончил в 1942-м, когда в стране уже полыхал военный пожар. Конечно, как и многие подростки того времени, Виктор хотел попасть на войну, потому что боялся, что война окончится, а он не успеет совершить свой самый главный в жизни подвиг. Под конец Великой Отечественной, в 1944 году, молодой человек всё же попал в армию и по достижении совершеннолетия стал участником войны с Японией – в 1945 году принял участие в сражениях на Дальне Востоке. Война длилась меньше месяца, но, как показала история, прекращение состояния войны между СССР и Японией наступило лишь в 1956 году.
По причине усиления пограничной охраны на востоке страны служба у участников военных действий не окончилась в 1945-м. Виктор Фёдорович был демобилизован из рядов Советской армии только в 1951 году, шесть лет отдав добросовестной службе. До высокого воинского звания не дослужился – был ефрейтором, но за проявленные доблесть и мужество был награжден орденом Отечественной войны II степени – первой советской наградой периода Великой Отечественной, медалью «За победу над Японией», отмечен юбилейной медалью «30 лет Советской Армии и Флота», которой награждались все военнослужащие, состоявшие к 23 февраля 1948 года в рядах Вооруженных Сил СССР, МВД и МГБ. Демобилизовавшись, Виктор Фёдорович вернулся в родной город, а затем уехал в Иркутск, чтобы пойти по стопам отца и поступить в Иркутское музыкальное училище.
В училище поступил, с успехом пройдя экзаменационные испытания, на хоровое отделение. Окончил училище в 1955 году и начал работать учителем в одной из школ. Через год, в 1956 году, Виктор Фёдорович женился. Родились сын и дочь, воспитанием которых он занимался с удовольствием. Уж так случилось, что человек, получивший военную закалку, более всего в своей жизни ценил музыку и счастливый детский смех. Так, вступив однажды на путь учителя, Виктор Фёдорович уже не смог с него сойти – до конца жизни он преподавал пение и музыку в школе. Но только уроками деятельность педагога не ограничивалась, это мы можем утверждать, поскольку нам самим выпала удача учиться у него. Уроки музыки были для нас любимыми в школе: мы не просто слушали песни и музыку, записанные на пластинки или плёнку – каждый урок мы становились свидетелями живой игры педагога на различных музыкальных инструментах и, конечно, пели сами, не всегда попадая в ноты, но всегда с радостью и удовольствием.
Всё, что было связано с музыкой, творилось в школе № 4 г. Иркутска его руками, питалось его энергией и вдохновлялось его талантом – талантом организатора, музыканта, учителя, дирижёра, наставника для детей и взрослых. Он руководил одновременно несколькими хоровыми коллективами: детскими хоровыми ансамблями мальчиков и девочек, общешкольным хором, учительским ансамблем и хором ветеранов Великой Отечественной войны – а также с удовольствием занимался сольным пением с учащимися и педагогами; кроме того, на протяжении многих лет являлся руководителем школьного оркестра русских народных инструментов, который с успехом выступал в городе и области на сценах театров и домов культуры и неоднократно становился победителем различных конкурсов художественной самодеятельности.
Его личное участие в работе хора и оркестра позволяет говорить о том, насколько талантливым педагогом был Виктор Фёдорович Опарин. Для своих учеников педагог разработал собственную систему подготовки и адаптированную «нотную грамоту», позволявшую ребёнку, не имевшему начальной музыкальной подготовки и не знавшему нот, играть в оркестре и петь в хоре. Виктор Фёдорович имел талант вовлечь в школьный музыкальный коллектив любого ребёнка, заинтересовать, подарить шанс на успех. Разбирая музыкальное произведение в хоре или оркестре, он всегда пытался донести смысл слов и музыки до самого сердца – это растило в нас умение вдумываться и анализировать, быть ответственными и благодарными. Любое волнение и неуверенность перед выступлением сглаживались умением Виктора Фёдоровича подбирать нужные слова, вовремя подбодрить и поддержать. Наверное, подвиг даже больший, чем на войне, уготовила судьба Виктору Фёдоровичу в мирной жизни – он стал талантливым педагогом и наставником, учителем с большой буквы. Этот подвиг осветил и наш педагогический путь, в некоторой степени определил выбор будущей профессии. На таких людях держится Земля.1
¹ Фото из школьного архива.