• История классного руководства: от комнатных надзирателей до классных руководителей

    07 Июл 2022
     
    14:04
     

    Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская, учитель русского языка и литературы
    МБОУ г. Иркутска СОШ № 28

    Вначале XIX в. Министерство народного просвещения издало постановление, согласно которому в пансионах института должны были присутствовать комнатные надзиратели, акцентирующие внимание на нормах поведения. Комнатным надзирателем мог быть образованный человек, прошедший определённую подготовку, демонстрирующий знание французского и немецкого языков, отличающийся высоконравственным поведением. Основная его задача заключалась в контроле, поэтому педагоги пребывали с учениками буквально круглосуточно, так они смотрели за тем, чтобы учащиеся соблюдали требования учебного заведения.

    Комнатные надзиратели не только посещали занятия, следили за подготовкой домашнего задания, планировали деятельность подопечных в свободное время, но и уделяли внимание личностям воспитанников, проверяли книги, к которым дети проявляли интерес (во избежание плохого влияния). В 1862 г. неблагозвучное наименование «надзиратель» заменили на слово «воспитатель». С того времени воспитатель осуществлял ещё и преподавательскую деятельность, максимум 6 часов в неделю, такое ограниченное количество времени объяснялось тем, что педагог должен сохранять силы, чтобы уделять внимание детям.

    В 1864 г. появились классные наставники (дамы). Они выполняли воспитательную функцию, осуществляя тесную связь с семьёй, посещая занятия. Следили за выполнением домашней работы, уделяли внимание неуспевающим детям, помогали родителям. Задачу надзора передали помощнику классного наставника. После революции появилась идеологическая составляющая. Чтобы дети проявляли себя активнее, начали функционировать пионерская и комсомольская организации, взявшие на себя воспитательные задачи. На смену классным надзирателям и классным дамам пришли «групповоды», которые отвечали за следующее:
    ■ организовывали работу самоуправления школьников,
    ■ контролировали посещаемость,
    ■ взаимодействовали с родителями подопечных.

    Воспитанницы с классными дамами, 1909 г.

    28 июня 1934 г. группы переименовали в классы, а групповод превратился в классного руководителя, закреплённого за определённым классом и осуществляющего педагогическое сопровождение развития каждого ребёнка.

    Классный руководитель проводил воспитательную работу коммунистической направленности в системе, сотрудничал с пионерской организацией, взаимодействовал с родителями и учителями, был заинтересован в высоком проценте успеваемости.
    С 1941 г. усилилось воспитание учащихся в патриотическом ключе. Этому способствовало привлечение учащихся к общественно полезному труду, к организации помощи фронту.

    В 1947 г. перед классными руководителями возникла новая задача – вести работу над сплочением ученического коллектива. Продолжая прививать любовь к Родине, классный руководитель был призван:
    ■ обращать внимание класса на важность труда на благо общества;
    ■ участвовать в заседаниях советов и сборах пионерского отряда;
    ■ вести работу с родителями, осуществлять помощь в системе;
    ■ проводить с учащимися класса оборонно-спортивные мероприятия;
    ■ наблюдать за здоровьем подопечных;
    ■ осуществлять профориентационную работу;
    ■ повышать квалификацию.

    В 1960 г. с принятием «Положения о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением» стали ясны основные функциональные обязанности:
    ■ всестороннее изучение учеников;
    ■ выявление их запросов, склонностей и интересов;
    ■ организация деятельности класса;
    ■ решение вопросов успеваемости и дисциплины;
    ■ содействие участию учащихся в производительном труде;
    ■ решение вопросов профориентации и внеурочной деятельности;
    ■ осуществление связи с родителями.

    В 1965 г. (после официального введения должности классного руководителя) были указаны его функциональные обязанности. Появились различные формы работы. В 1985 г. формы деятельности классного руководителя упростились. В семьях снизилось внимание к воспитанию, проявилась дистанцированность учащихся от родителей, из-за чего классные руководители часто выполняли функцию социальной защиты.

    Благодаря появившимся в 1998 г. в школах педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования и др. был отмечен подъём воспитательной работы. Усилия упомянутых специалистов был призван объединять классный руководитель. Воспитание стало главным направлением.

    С 2001 г. начала осуществляться нормативная поддержка классных руководителей, многие позиции были отражены на государственном уровне:
    ■ системная реализация воспитательной деятельности;
    ■ использование проектно-программных механизмов деятельности;
    ■ применение современных воспитательных технологий;
    ■ несение персональной ответственности за результативность.
    С появлением ФГОС классный руководитель, выступающий в качестве главного организатора воспитательной деятельности, стал обеспечивать развитие и воспитание личности каждого ученика. На данный момент о правах и обязанностях классных руководителей можно узнать, ознакомившись с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

    Таким образом, на протяжении нескольких столетий происходило и происходит совершенствование форм работы классного руководителя, который всегда является ключевой фигурой, носителем культуры, организатором, помощником и наставником.


    Список источников

    1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2007. 496 с.
    2. Демушкина К. В. Развитие института классного руководства в советской школе (1917–1984) : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. СПб., 2005. 188 с.
    3. Корябкина Е. В. Становление и развитие института классного руководства в России // Человек и образование. 2011. № 3 (28). С. 123–128.1

    1 Фото в статье: https://citifox.ru/2016/03/04/gimnazistki-19-veka-krasivye-devushki-ca/

    Мы в социальных сетях: