• Пионерия начинается с вожатого

    06 Июл 2022
     
    16:47
     

    Текст: Николай Николаевич Макрицкий, учитель истории

    Первый наставник и пионерский галстук

    Многие соотечественники, выросшие в Советском Союзе, помнят своё пионерское детство. Мой первый вожатый – Зина Анисимова. Она была подругой и одноклассницей сестры. Когда Зина пришла к нам в начальные классы рассказать о пионерском движении, я даже не узнал эту строгую и серьёзную девушку. Наш класс оказался очень дружным, каждый стал верным Зининым помощником. В восьмом классе она возила нас на приём в Иркутский райком комсомола. Вожатая сопровождала и на туристический слёт, и на сборы макулатуры. Нам казалось, что Зина будет в школе всегда, но, окончив исторический факультет, она перешла в областной архив, завершив деятельность вожатого. Помню, как на линейке в Мегетской средней школе мы давали клятву и я очень переживал, что собьюсь. На всю жизнь запомнил тот день, когда нам повязали пионерские галстуки. Возвращались с мероприятия в расстёгнутых пальто, так, чтобы все видели, мы – пионеры. Всегда гордились своей причастностью к движению. Путь домой проходил через вокзал, поэтому особым шиком было пройти в пионерском галстуке по платформе, минуя пассажиров. Сколько детских слёз было выплакано, когда однажды утюгом на углях мне прожгли замечательный шёлковый галстук. Пришлось заменить его сатиновым, углы которого норовили свернуться.


    Факты
    Николай Николаевич Макрицкий родился 22 декабря 1952 года в посёлке Мегет Иркутской области. После окончания Педагогического института Иркутского государственного университета работал учителем истории в Атагайской средней школе. В течение трёх лет был директором Широковской средней школы. С марта 1978 года по октябрь 1984 года работал в РК ВЛКСМ: заведующим орготделом, вторым, а затем первым секретарём. В 1984 году назначен директором средней школы № 12 г. Нижнеудинска: в этой должности Николай Николаевич проработал до 1988 года. В течение 10 лет возглавлял городской отдел народного образования г. Нижнеудинска. В 1998 году был назначен начальником отдела учебных заведений ВСЖД, которым руководил до 2012 года. Сейчас находится на заслуженном отдыхе. Участник Всесоюзного съезда работников народного образования 1988 года. Имеет звания «Отличник просвещения СССР», «Ветеран педагогического труда». Награждён отраслевым знаком Министерства образования РСФСР

    «Учитель-наставник».


    Искусство быть вожатым

    В 1971 году мы с друзьями поехали вожатыми в пионерский лагерь «Заря» в Нижнеудинске. Несмотря на то, что заранее прошли подготовку, знаний недоставало: не умели планировать работу, не было педагогических копилок и разработок. Всему приходилось учиться самим. Помогла и привила интерес к работе Зоя Родионовна, старшая пионервожатая. Как удивился, когда в сентябре на собрании в институте декан вручил мне грамоту за работу в лагере. Этот жизненный случай показал: важно, чтобы в нужную минуту рядом оказался наставник. В целом наставничество – важное направление работы пионерского движения. Часто пионервожатые были членами школьных и поселковых советов профилактики. Вместе с сотрудниками ГОВД они проводили рейды, посещали неблагополучные семьи, помогали «трудным» подросткам: от банального шефства успевающих учеников над отстающими до вовлечения ребят в занятия спортом, авиамоделизмом и картингом.

    Воспитание юных патриотов

    Большинство советских мальчишек и девчонок не понаслышке знали «Зарницу», которая из дворовой «войнушки» превратились в военно-спортивную игру с эмблемой, формой и флагами. Мне сразу вспоминается Атагайская средняя школа с её кабинетом, тиром, военруком Иваном Андреевичем Гриценюком, которому помогала пионервожатая Вера Михайловна Пономарева. Готовились к игре заранее: выбирали командиров, актив, разрабатывали планы и рисовали схемы. Также они активно устанавливали шефские связи с воинской частью Нижнеудинска. Особенно это было показательно при проведении игры на местности, когда школьники вместе с солдатами и офицерами штурмовали высоту, боролись за неприятельский флаг. Какое было удовольствие на лицах учеников, когда они, раскрасневшиеся от бега на морозе, ели кашу из котлов солдатской кухни, развернутой тут же, в лесу.

    Инициативность и ответственность

    Во время работы в райкоме комсомола я часто общался с пионервожатыми школ и слышал много историй. Так, в далекое село Нижнеудинского района приехала молодая учительница Нина Ивановна Горбунова. В качестве нагрузки ей поручили работу вожатой сначала в семилетней, а затем восьмилетней Широковской школе. Быть учителем и вожатым – непростое дело. Нужно сохранять баланс, чтобы не оттолкнуть учеников и не дойти с ними до панибратства. На уроках Нина Ивановна была строгой и серьёзной, а во внеклассной работе – заводилой среди молодёжи. Сохранилась фотография, на которой Нина Ивановна стоит в окружении старшеклассниц. Маленькая, стройная, с короткой стрижкой – не отличишь.

    Кроме работы с учениками молодой педагог участвовала в жизни села. Нина Ивановна встала на учёт в комсомольскую организацию колхоза, а затем стала её секретарём. Она часто вспоминает, как на санях ездили с концертами в деревни Тони, Крутой берег и Боровинок, проводили выборы в депутаты, строили клуб. Благодаря её усилиям появилось место, где все жители села собирались на просмотры фильмов. Сначала Нина Ивановна стала заместителем директора, затем директором школы, председателем сельского совета, долгие годы была депутатом и секретарём партийной организации колхоза. Быть инициативным и ответственным за порученное дело – черта пионерских вожатых. Такие крупицы воспоминаний помогут составить картину прошлого и сохранят значимые имена на долгие годы. У каждого из нас был свой вожатый, как и учитель. И мы должны их помнить.

    Мы в социальных сетях: