Текст: Галина Анатольевна Битюкова,
методист по информационным технологиям МБУДО «Станция юных техников» г. Ангарск
Разработанный мной музейно-образовательный проект «Выставка одного экспоната “Оружие Победы”» был реализован на базе Музея военной техники «Станции юных техников» города Ангарска. Материал о проекте был размещен в № 1 (17) журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике» в 2020 году. В основу проекта была положена идея внедрения мультимедийных и интерактивных технологий в музейное пространство – подобный опыт мне приходилось наблюдать в Музее истории денег в Санкт-Петербурге. Что же привлекло моё внимание в этом музее, расположенном в Петропавловской крепости? Это были интерактивные столы, на которых можно поиграть в игру, обучающую ребенка определять подлинность денежных купюр.
Интерактивный стол в Музее истории денег. Также меня очень заинтересовала интерактивная книга о художниках, которые разрабатывали эскизы и оригиналы советских денежных знаков. Эта книга состоит из белых страниц, на которые проецируются картинки с текстом. Страницы можно листать, как в обычной книге.
Интерактивная книга в Музее истории денег. Конечно, в нашем музее такого оборудования нет, но сегодня почти у каждого ребенка в руках смартфон, который можно использовать для выполнения интерактивных упражнений, созданных на различных интернет-сервисах. Ключом для входа стали QR-коды, которые можно прочитать с помощью специальной программы.
Использование смартфона на выставке одного экспоната.
В Музее космонавтики мне понравилась идея создания интерактивной зоны погружения для более глубокого изучения экспоната без экскурсовода. Подобную зону мы сделали с помощью мультимедийного проектора, создав интерактивные экскурсии.
Интерактивная экскурсия на выставке одного экспоната «Легендарный Т-34». Однако нужно отметить, что музей, вставший на путь использования мультимедийных технологий, не должен увлекаться технологиями ради них самих.
Мультимедиа должны быть хорошо продуманным инструментом, выполняющим задачи обучения.
Также следует рассказать о методах музейной коммуникации, способствующих развитию и становлению личности в ходе контакта с культурными ценностями, без привнесения техники в пространство музея, такое традиционное и душевное, которые также применяют музейные работники.
Когда мы слышим слово «музей», в памяти тут же всплывает фраза «Руками не трогать!». Но только не в этом случае. В горном Дагестане на высоте 2000 м над уровнем моря расположено селение Гуниб, где живут аварцы, один из дагестанских народов. Селение Гуниб богат своей историей, которую бережно хранит директор Гунибского краеведческого музея Патимат Халиловна Алискандиева.
Многие экспонаты музея – из личного архива Патимат Халиловны. Она сама провела для нас экскурсию в этом небольшом музее, а с какой любовью демонстрировала экспонаты! Она рассказала нам, что получал в приданное мужчина на свадьбе. Этим предметом оказался литой бронзовый котел с чеканной крышкой, чтобы молодой жене было в чем приготовить еду.
Она показала нам деревянные «памперсы», которые использовали мамы для детской люльки. Ребенка также заворачивали в специальные повязки для безопасности на то время, когда мама спала или выполняла домашнюю работу. Матрасик был набит сеном с душистыми травами.
Все экспонаты музея можно было потрогать. Мы познакомились с процессом взбивания масла в специальном кувшине, увидели приспособление, при вынимании которого сундук разбирается на отдельные дощечки, так что его без труда можно перенести в новый дом.
А еще Патимат устроила нам фотосессию в национальных костюмах. Мы даже примерили старинные женские туфли. Я побывала в роли горянки, которая отправилась к роднику за водой, и мне объяснили, чем отличается кувшин девушки от кувшина замужней женщины. Это был своеобразный код для юноши, которому приглянулась какая-то девушка из другого аула, но он ничего не знал о её статусе. Достаточно было спрятаться у ручья, к которому местные жители ходят за водой, и посмотреть, с каким она будет кувшином. Если у кувшина узкое горлышко, значит, у неё нет мужа.
Если же горлышко на кувшине расширяется в самой верхней части, значит, придётся парню убираться подальше от этого аула. Я почувствовала тяжесть кувшина, хотя в нем и не было воды – он был просто неподъемным. А ведь в руках должен быть обязательно ещё и маленький кувшин, чтобы напоить водой встречного путника. Я представила, как нелегко приходилось женщине в условиях гор. Ведь за водой ей приходилось ходить по несколько раз за день, а была еще и другая работа по дому.
В музее есть экспонаты, рассказывающие о длительной и кровопролитной Кавказской войне. Это личные вещи сына императора Александра II – Великого князя Павла Романова, который проходил лечение в Гунибе, хирургические инструменты Николая Ивановича Пирогова, с помощью которых он делал операции в полевых условиях.
После экскурсии по музею мы отправились к объектам культурного наследия, о которых нам рассказала его директор. И нам уже не был нужен экскурсовод.
Мы побывали у стен Гунибской крепости, прошли через Шамилевские ворота, побывали в беседке Шамиля, рассмотрели Гуниб с той же точки, откуда его рисовал Айвазовский.
Мы поднялись в селение-призрак Гамсутль, возраст которого, по предположениям ученых, составляет более 2 тысяч лет.
Всего каких-то 40 лет назад аул жил полноценной жизнью. Но теперь его называют селением-призраком – из-за отсутствия людей. Кто-то перебрался в более крупные поселения или города за лучшей жизнью, кто-то умер. Постепенно аул опустел. В 2015 году скончался последний его житель.
Мы увидели настоящие дома горцев, и нам легко было представить дом на месте развалин, ведь мы уже видели макет такого дома в музее. Коллаж «Дом в горах» (развалины и музейный макет).
На территории аула есть артефакты различных эпох и религий: христианские кресты, надгробия с надписями на персидском языке, старинные деревянные двери, на фасадах домов можно увидеть арабскую вязь.
Такие методы музейной коммуникации, как ролевые игры с предметами быта, фотосессии с переодеванием в национальные костюмы, можно использовать и в школьных краеведческих музеях. Можно проводить мастер-классы по изготовлению бумаги, народных игрушек, погружаться в атмосферу народных праздников. Нужно только желание, а идеи можно поискать в разных уголках нашей необъятной страны.1
1 Фото в статье из архива Галины Битюковой.