• Путешествия как «школа» музейной педагогики

    31 Янв 2022
     
    10:21
     

    Текст: Галина Анатольевна Битюкова,
    методист по информационным технологиям МБУДО «Станция юных техников» г. Ангарск

    Разработанный мной музейно-образовательный проект «Выставка одного экспоната “Оружие Победы”» был реализован на базе Музея военной техники «Станции юных техников» города Ангарска. Материал о проекте был размещен в № 1 (17) журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике» в 2020 году. В основу проекта была положена идея внедрения мультимедийных и интерактивных технологий в музейное пространство – подобный опыт мне приходилось наблюдать в Музее истории денег в Санкт-Петербурге. Что же привлекло моё внимание в этом музее, расположенном в Петропавловской крепости? Это были интерактивные столы, на которых можно поиграть в игру, обучающую ребенка определять подлинность денежных купюр.

    Интерактивный стол в Музее истории денег. Также меня очень заинтересовала интерактивная книга о художниках, которые разрабатывали эскизы и оригиналы советских денежных знаков. Эта книга состоит из белых страниц, на которые проецируются картинки с текстом. Страницы можно листать, как в обычной книге.

    Интерактивная книга в Музее истории денег. Конечно, в нашем музее такого оборудования нет, но сегодня почти у каждого ребенка в руках смартфон, который можно использовать для выполнения интерактивных упражнений, созданных на различных интернет-сервисах. Ключом для входа стали QR-коды, которые можно прочитать с помощью специальной программы.

    Использование смартфона на выставке одного экспоната.

    В Музее космонавтики мне понравилась идея создания интерактивной зоны погружения для более глубокого изучения экспоната без экскурсовода. Подобную зону мы сделали с помощью мультимедийного проектора, создав интерактивные экскурсии.

    Интерактивная экскурсия на выставке одного экспоната «Легендарный Т-34». Однако нужно отметить, что музей, вставший на путь использования мультимедийных технологий, не должен увлекаться технологиями ради них самих.

    Мультимедиа должны быть хорошо продуманным инструментом, выполняющим задачи обучения.

    Также следует рассказать о методах музейной коммуникации, способствующих развитию и становлению личности в ходе контакта с культурными ценностями, без привнесения техники в пространство музея, такое традиционное и душевное, которые также применяют музейные работники.

    Когда мы слышим слово «музей», в памяти тут же всплывает фраза «Руками не трогать!». Но только не в этом случае. В горном Дагестане на высоте 2000 м над уровнем моря расположено селение Гуниб, где живут аварцы, один из дагестанских народов. Селение Гуниб богат своей историей, которую бережно хранит директор Гунибского краеведческого музея Патимат Халиловна Алискандиева.

    С директором музея Патимат Халиловной Алискандиевой

    Многие экспонаты музея – из личного архива Патимат Халиловны. Она сама провела для нас экскурсию в этом небольшом музее, а с какой любовью демонстрировала экспонаты! Она рассказала нам, что получал в приданное мужчина на свадьбе. Этим предметом оказался литой бронзовый котел с чеканной крышкой, чтобы молодой жене было в чем приготовить еду.

    С директором музея Патимат Халиловной Алискандиевой

    Она показала нам деревянные «памперсы», которые использовали мамы для детской люльки. Ребенка также заворачивали в специальные повязки для безопасности на то время, когда мама спала или выполняла домашнюю работу. Матрасик был набит сеном с душистыми травами.

    Детская люлька

    Все экспонаты музея можно было потрогать. Мы познакомились с процессом взбивания масла в специальном кувшине, увидели приспособление, при вынимании которого сундук разбирается на отдельные дощечки, так что его без труда можно перенести в новый дом.

    А еще Патимат устроила нам фотосессию в национальных костюмах. Мы даже примерили старинные женские туфли. Я побывала в роли горянки, которая отправилась к роднику за водой, и мне объяснили, чем отличается кувшин девушки от кувшина замужней женщины. Это был своеобразный код для юноши, которому приглянулась какая-то девушка из другого аула, но он ничего не знал о её статусе. Достаточно было спрятаться у ручья, к которому местные жители ходят за водой, и посмотреть, с каким она будет кувшином. Если у кувшина узкое горлышко, значит, у неё нет мужа.

    Если же горлышко на кувшине расширяется в самой верхней части, значит, придётся парню убираться подальше от этого аула. Я почувствовала тяжесть кувшина, хотя в нем и не было воды – он был просто неподъемным. А ведь в руках должен быть обязательно ещё и маленький кувшин, чтобы напоить водой встречного путника. Я представила, как нелегко приходилось женщине в условиях гор. Ведь за водой ей приходилось ходить по несколько раз за день, а была еще и другая работа по дому.

    В музее есть экспонаты, рассказывающие о длительной и кровопролитной Кавказской войне. Это личные вещи сына императора Александра II – Великого князя Павла Романова, который проходил лечение в Гунибе, хирургические инструменты Николая Ивановича Пирогова, с помощью которых он делал операции в полевых условиях.

    Фрагмент брошюры «Дом на Гунибском утесе». Составитель – П. Х. Алискандиева.

    После экскурсии по музею мы отправились к объектам культурного наследия, о которых нам рассказала его директор. И нам уже не был нужен экскурсовод.

    Памятник князю Барятинскому в верхнем Гунибе (открыт в 1893 году).

    Мы побывали у стен Гунибской крепости, прошли через Шамилевские ворота, побывали в беседке Шамиля, рассмотрели Гуниб с той же точки, откуда его рисовал Айвазовский.

    Гунибская крепость
    Аул Гуниб. И. К. Айвазовский

    Мы поднялись в селение-призрак Гамсутль, возраст которого, по предположениям ученых, составляет более 2 тысяч лет.

    Аул Гамсутль в Гунибском районе Дагестана

    Всего каких-то 40 лет назад аул жил полноценной жизнью. Но теперь его называют селением-призраком – из-за отсутствия людей. Кто-то перебрался в более крупные поселения или города за лучшей жизнью, кто-то умер. Постепенно аул опустел. В 2015 году скончался последний его житель.

    Мы увидели настоящие дома горцев, и нам легко было представить дом на месте развалин, ведь мы уже видели макет такого дома в музее. Коллаж «Дом в горах» (развалины и музейный макет).
    На территории аула есть артефакты различных эпох и религий: христианские кресты, надгробия с надписями на персидском языке, старинные деревянные двери, на фасадах домов можно увидеть арабскую вязь.

    Такие методы музейной коммуникации, как ролевые игры с предметами быта, фотосессии с переодеванием в национальные костюмы, можно использовать и в школьных краеведческих музеях. Можно проводить мастер-классы по изготовлению бумаги, народных игрушек, погружаться в атмосферу народных праздников. Нужно только желание, а идеи можно поискать в разных уголках нашей необъятной страны.1

    Одна из сохранившихся дверей в селении Гамсутль

    1 Фото в статье из архива Галины Битюковой.

    Мы в социальных сетях: