• Особая миссия: классный руководитель работает с родителями

    06 Июл 2022
     
    11:18
     

    Текст: Татьяна Михайловна Иванова,
    учитель русского языка и литературы МАОУ Центр образования № 47 г. Иркутска

    Работа классного руководителя во все времена была самой сложной в школе, а в современных условиях ему приходится быть психологом и духовным наставником, стратегом и аналитиком, организатором и наставником для родителей. В. А. Сухомлинский говорил: «Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно… но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания». Конечно, классный руководитель не может вмешиваться в частную жизнь семьи.

    Но без совместной работы педагогические воздействия могут потерять смысл. Поэтому каждый классный руководитель старается привлечь на свою сторону как можно больше родителей. Ведь цель очень высока – сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьников.

    Формы работы с родителями, которые использует классный руководитель в своей практике, различны. Но все они призваны помочь родителям объединиться в сплочённый коллектив. Очень часто бывает так, что если родители в классе дружны между собой, общаются и встречаются с удовольствием, то и дети копируют это поведение в своём классном коллективе. Родительское собрание, взаимодействие с родительским комитетом, диагностика и анкетирование родителей, беседы (групповые и личные), консультации (очные и по телефону), посещение семей на дому, проведение совместных праздников, фото- и видеоотчёты – вот далеко не полный перечень мероприятий, которые классный руководитель проводит с родителями. В копилке у каждого классного руководителя есть какие-то особенные приёмы работы с родителями, которые были опробованы и принесли хороший результат.

    Из опыта работы: какие инструменты могут помочь

    Мой опыт классного руководства – это два замечательных выпуска, которые уже состоялись… А с моими теперешними ребятами мы дружно перешли в одиннадцатый класс. Считаю, что мне повезло, потому что, встречаясь со своими подопечными в пятом классе, я иду с ними по жизненному пути семь лет – до выпускного. За это время мы все становимся очень близкими друг другу людьми.

    Памятки

    В педагогической помощи нуждаются и благополучные семьи, и те, у которых не всё ладится во взаимоотношениях с подрастающими детьми. Главное – настроить родителей на позитивное восприятие советов от классного руководителя. И тогда памятки смогут поднять ответственность семьи в деле воспитания. Составлять рекомендации помогает литература по психологии или публикации в Интернете, также важна помощь школьного психолога.

    Только рекомендации должны быть максимально приближены к конкретным детям из конкретного классного коллектива… Некоторые родители говорили мне позже, что перечитывали эти памятки в трудные моменты.

    Письма

    В непростые времена подросткового возраста родители на собрании получали вместе с памяткой от меня письмо от своего ребёнка. И сами на собрании писали ответ, потом приносили его домой и вместо упрёков давали прочитать о своих чувствах, о которых трудно было сказать напрямую. Это очень помогало формировать доброжелательную атмосферу в детско-родительской среде.

    Опыт родителей – детям

    Если родители принимают активное участие в школьной жизни своих детей, ребята добиваются высокого социального успеха. В течение учебного года родители часто приходят к обучающимся на классные часы. Выступают они по разным темам. Например, в 6-м классе говорили о внешнем виде, способах ухода за собой. В 7-м классе – о детских увлечениях родителей. С 8-го класса начинаем профориентацию – родители рассказывают, как они выбирали профессию. Во времена пандемии нельзя было прийти в школу – родители записали видео с похвалой детям на классный час «Давайте говорить друг другу комплименты».

    Сюрпризы

    Если в классе собрался коллектив родителей-единомышленников, с ними возможно всё: и совместные выезды на природу, и выходы в театр, и танец-сюрприз от родителей на выпускной, и видеопожелание каждому ребёнку.

    Всё это формирует благодарный детский отклик, делает счастливыми и детей, и родителей. Конечно, очень трудно быть вовлечённым процесс работы с классом в течение 24 часов 7 дней в неделю. Но, видя, как красиво и радостно взрослеют дети, а рядом с ними мудреют их родители, понимаешь, что всё не зря. И миссия классного руководителя выполнима!

    Хотя современным родителям нелегко давать наставления, многочисленные исследования показывают, что в педагогических советах нуждаются не только родители из группы риска, но и благополучные семьи. Привычная в школе работа над ошибками может пригодиться и родителям. Вот такая незамысловатая памятка поможет взглянуть на воспитательный процесс в семье со стороны.

    Мы в социальных сетях: