Текст: Наталья Павловна Швецова, заведующий сектором сопровождения стратегических
проектов и программ ГАУ ДПО ИРО
Реализация проекта «500+» в Иркутской области осуществляется в течение двух лет, с 2020 г. (2020 г. – в рамках апробации):
В 2020 г. – 12 ОО – участников и кураторов
В 2021 г. – 41 ОО – участников и кураторов
Участники проекта: руководители общеобразовательных организаций, члены школьных управленческих команд, педагогические работники, методисты, кураторы и муниципальные координаторы проекта. В рамках реализации федерального проекта «500+» в 2021 году для участников проекта была организована работа «Регионального тьюторского центра 5.38», получившего статус Федеральной инновационной площадки. Цель работы центра – тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных запросов педагогических и управленческих команд школ с низкими результатами обучения Иркутской области. В рамках оказания адресной методической помощи школам с низкими результатами обучения в Иркутской области были созданы:
■ виртуальные сообщества «Я – эффективный методист», «Я – эффективный директор», «Я – эффективный учитель»;
■ виртуальные исследовательские лаборатории;
■ экспертные сообщества педагогов – участников профессиональных педагогических сообществ и региональных тьюторов.
Проведены:
■ экспертиза концептуальных документов участников проекта (Концепции развития, Среднесрочные программы развития и Антирисковые программы);
■ консультационные онлайн-встречи;
■ образовательные стажировки;
■ мероприятия в форме педагогического интенсива;
■ образовательные события;
■ методические семинары и вебинары межрегионального, регионального и муниципального уровня.
В ходе мероприятий педагоги общеобразовательных организаций – участниц проекта «500+» получили возможность познакомиться с лучшими педагогическими и образовательными практиками руководителей школ, региональных экспертов, педагогов-тьюторов Иркутской области, а также представляли и свой опыт по реализации мероприятий Дорожной карты проекта и решению проблем повышения качества обучения на уровне образовательной организации.
Активными участниками мероприятий в 2021 году стали педагогические работники образовательных организаций городов Иркутска, Саянска, Усть-Илимска, Братска, а также Зиминского, Усольского, Иркутского, Жигаловского районов и др., среди которых учителя начальных классов, русского языка и математики, кураторы – руководители школ, педагогические коллективы-победители Регионального реестра лучших педагогических и управленческих практик 2021 года, победители, лауреаты и участники конкурсов профессионального мастерства и др.
Опыт участников проекта «500+» был не раз представлен на федеральном уровне:
■ «Об опыте сетевого взаимодействия участников проекта и выстраивания работы с местным сообществом» (О. А. Ефимова, куратор ШНОР, директор МБОУ СОШ № 18 г. Братска) на круглом столе ВЭШ, г. Москва;
■ «Организация работы школьной команды по решению проблем развития мотивации педагогов» (А. О. Головина, директор МБОУ СОШ № 1 г. Нижнеудинска – участник проекта) на методическом семинаре ФИОКО;
■ «Организация методической работы на уровне образовательной организации в целях повышения качества образования» (МБОУ СОШ № 5 г. Саянска) на методическом семинаре ФИОКО;
■ «Опыт сопровождения проекта «500+» в Иркутской области (И. С. Пешня, региональный координатор проекта, руководитель Центра развития инновационного опыта) на методическом семинаре ФИОКО; Материалы лучших практик представлены на сайте ФИОКО — Школьные практики (fi oco. ru) ФИОКО — Региональные практики (fi oco.ru) Проводилась работа по развитию сетевого взаимодействия на межрегиональном уровне. В 2021 году состоялось мероприятие необычного формата – иммерсивная педагогическая мастерская, в проведении которой приняли участие педагоги Ленинградской области. Необычный формат мероприятия – иммерсивная мастерская – позволил его участникам получить новый практический опыт в организации методической работы и иначе взглянуть на решение проблем повышения качества образования, создал новые возможности развития профессиональной компетентности педагогических работников и профессионального сотрудничества.
22 декабря 2021 года планируется проведение Межрегиональной стратегической управленческой сессии, в работе которой планируется участие педагогов Московской, Ленинградской областей, Красноярского края и Чеченской народной республики. Мероприятие посвящено обсуждению следующих вопросов:
► Школьный импрувмент (улучшение), или Что значит начать меняться?
► Эффективный руководитель: кто это и как им стать?
► Как мотивировать педагогов на повышение качества образования?
► Как достичь качественных результатов обучения?
В рамках мероприятия будет представлен опыт решения управленческих задач по формированию образа эффективной школы, выбору стратегических инициатив и проектов изменений школы с учетом командного подхода, подбора необходимых инструментов, разработки плана мероприятий/действий по повышению качества образования.
Деятельность по реализации мероприятий дорожной карты проекта «500+» в 2021 году была направлена на организацию тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных запросов педагогических работников и школьных управленческих команд образовательных организаций – участников проекта «500+»; оказание методической помощи учителям по устранению профессиональных дефицитов; повышению компетенций педагогов через применение инструментов управления качеством; создание мотивации педагогов к использованию разнообразных педагогических приемов и технологий.
Информационное сопровождение проекта осуществляется на сайте «Образование для жизни» ПРОЕКТ «500+» — Образование для жизни (iro38.ru) Региональный тьюторский центр «5.38» — Образование для жизни (iro38.ru)