Текст: Татьяна Ивановна Сайфурахманова,
воспитатель МДОУ № 7 г. Черемхово
Многие педагоги хотели бы найти единомышленников, которым нужны площадки для общения, для обмена идеями, ресурсного взаимообогащения. Однако в связи с непростой эпидемиологической ситуацией «живые» встречи и общение офлайн не так доступны, как раньше, и тем ценнее создание интерактивного пространства, где каждый сможет не только почерпнуть чей-то опыт, но и найти союзников для реализации новых проектов.
Мы уверены, что, прежде чем требовать от воспитателей открытых форматов в работе с детьми, необходимо перестроить возможности общения, обмена опытом между педагогами. Безусловно, и сейчас проходят мероприятия, которые активно включают воспитателей в процесс обучения новым компетенциям, но вариативность их недостаточна, так как по-прежнему в основу заложено обучение лекционного типа.
Мы, победители Всероссийского конкурса им Л. С. Выготского, решили поддержать один из проектов Летней школы «Университета детства» и создали региональный кампус ИzoomРУД, чтобы проводить региональные школы для педагогов. Такой формат дает возможность педагогам повышать профессиональные и лидерские компетенции через работу с экспертным сообществом, создавать проекты, направленные на развитие дошкольного образования, ориентированного на ребёнка, познакомиться с индивидуальным профессиональным опытом участников.
Наша первая Региональная школа «Университета детства» Иркутской области открылась 21 января 2020 г., мы встретились с педагогами из разных городов Иркутской области, познакомились и в конструктивном разговоре выявили дефициты в своей профессиональной деятельности, наметили для себя источники развития. Конечно, это были первые робкие шаги к открытому сообществу, но они уже сделаны. После этого было проведено еще несколько таких нужных встреч. К примеру, состоялось образовательное путешествие по теме «Уникальные сады России». Педагоги заглянули в дошкольные учреждения, к представителям удивительных и эффективно работающих дошкольных практик. В процессе знакомства удалось заинтриговать участников, побудить их найти эти детские сады в социальных сетях и при желании установить профессиональные связи. Интересны также площадки для общения, организованные в Залах Открытий, где модераторы знакомили участников между собой и создавали на доске jamboard Интерактивную карту садов Иркутской области. Участники рассказывали самое интересное о своих учреждениях и договаривались о совместных мероприятиях. На региональной школе по теме «Старший воспитатель: ресурсы взаимодействия участников образовательных отношений» мы поговорили и о соучастии, и о событийных форматах, но, к сожалению, нам не вполне удалось решить задачу по созданию общего информационного пространства в Padlet-сервисе «Методические ресурсы Иркутской области». Однако мы верим, что эта наша точка роста.
Несмотря на то, что игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, воспитатели зачастую испытывают трудности в ее организации. Какие условия необходимо создать для появления самодеятельной игры, как организовать образовательную деятельность в игровой форме, педагоги смогли узнать во время школы под названием «Мир игры дошкольников: организация и сопровождение игровой деятельности» (для воспитателей). Для начала, чтобы увидеть, какие игры доминируют в детских садах, педагоги участвовали в опросе «Какие же игры живут в детских садах?». Лидирующими, по мнению воспитателей, оказались дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры. Дефициты были выявлены. Помимо выступления спикеров-практиков, представляющих опыт игровой деятельности, были организованы практикумы «Давайте поиграем» в одиннадцати онлайн-группах. Это была уникальная возможность погрузиться в игру с мастером Е. И. Бахотским и теми педагогами, которые обучались у него и расширили свои знания об организации настоящей игры. Мы внимательны к образовательным запросам педагогов нашей области, поэтому по их просьбе были проведены специальные школы по теме «Палитра радужная детства» (для педагогов-психологов). На одной из региональных школ мы встретились с инструкторами по физической культуре и всеми, кто заинтересован в образовании детей через движение. В назначенный час все собрались на линии старта. Несмотря на то, что педагоги были не только из разных учреждений, но и городов и даже регионов, вскоре образовалось четыре команды с названиями, подбадривающими «кричалками» и болельщиками. Динамично и слаженно передавалась эстафетная палочка для успешных практик. Иначе быть и не могло!
Следующая региональная школа была посвящена логопедам – это история о том, что специалистам можно и нужно выходить из кабинетов, что коррекционный процесс должен следовать за ребенком всюду. Непросто было найти эксперта, который был бы логопедом и в то же время мог размышлять о современных ориентирах в дошкольном образовании. Таким специалистом оказалась Елизавета Кричевец. Это профессионал, который готов услышать, понять, сфокусироваться на проблеме. Кроме того, она прекрасно преподнесла роль игры в инклюзии.
Одновременно с организацией школ мы создали группы в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте», благодаря которым осуществляется постоянная поддержка педагогов области. К примеру, на страницах соцсетей мы предлагаем рубрику #Детствовфокусе, потому что для нас ценны те условия в группе, которые помогают воспитанникам наполнять жизнь в детском саду яркими красками, реализовать смелые идеи, способствовать проявлению детской инициативы. Каждые три недели мы делимся своими находками и идеями. К нам присоединяется много педагогов, это ещё один из способов вместе изменить «среду обитания» участников образовательного процесса в ДОУ.
Образовательная рубрика #ПриветПроект позволяет познакомиться с уникальными проектами педагогов в формате видеороликов, презентаций. Вы найдёте их по соответствующему хэштегу. Если же вы задумались о том, как совершенствовать свою педагогическую деятельность, вам на помощь придут рекомендации из рубрики #КнигаСвет, где педагоги рассказывают о современной методической литературе, помогают сориентироваться в книжных ресурсах и тенденциях образования, мотивируют на чтение коллег.
Радушно встречает гостей «ИzoomРудный дворик», в котором педагоги могут познакомиться с интересными и важными авторскими проектами. Вместе с проектом «Книгабум» создаём буктрейлеры детских книг, делимся пространством, оформлением и работой на «Чердаках времени» Иркутской области, с этим проектом мы отправляемся на поиски эффективных форм организации различных видов деятельности для развития навыков будущего через знакомство детей с предметами прошлого. В нашем дворике можно поиграть в дворовые игры с проектом «Игра 4 Д», и всё это для обогащения опыта педагогов.
Самым ярким событием года для команды регионального кампуса стала возможность принять участие в работе «Эльбрусской переговорной площадки-2021» и «Школе Лидеров». Все пять участников могли не только повысить свой профессиональный уровень и прокачать лидерские компетенции, но и отдохнуть, увидеть достопримечательности Кавказа, подняться к вершинам Эльбруса и Чегета, а также просто пообщаться.
Приглашаем вместе идти к профессиональному и личностному развитию, к развитию дошкольного образования, ориентированного на ребёнка! Состав регионального кампуса «Университета детства» Иркутской области:
Елена Войлошникова, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад “Гармония”:
«Кампус – это общение, возможность чему-то научиться, желание быть полезным, расширение круга профессиональных знакомств, обогащение практики».
Инесса Кочубей, старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 40» МО г. Братск:
«Кампус – возможность расширения границ ДОУ, региона, границ своего опыта, самореализация».
Инна Муравьева, старший воспитатель МБДОУ д/с № 14 «Колобок» г. Усть-Илимск:
«Для меня наш региональный кампус — это ПРОактивная команда, в которой участники обмениваются идеями, подзаряжаются от продуктивного общения, расширяют связи в профессиональном образовательном пространстве, а главное – верят в успех внедрения инноваций в дошкольном образовании».
Ирина Панифидникова, старший воспитатель МАДОУ «ЦРР-д/с № 18 «Дюймовочка» г. Усть-Илимск:
«Региональный кампус – это возможность слышать друг друга для всех педагогов области, вместе создавать уникальные продукты, способствующие развитию дошкольного образования».
Татьяна Сайфурахманова, воспитатель МДОУ № 7 г. Черемхово:
«Для меня региональный кампус «ИzoomРУД» – одна из возможностей повышать свою педагогическую компетентность, дружить с такими замечательными коллегами, это полезное и приятное вложение сил, времени, командная работа, необходимый ресурс, приобретение новых знакомств».1
1 Фото в статье из архива автора.