На современном этапе модернизация образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
На основании приказа ГАУ ДПО ИРО от 29.04.2019 № 50 детский сад включен в Региональный тематический инновационный комплекс с присвоением статуса инновационной педагогической площадки по реализации проекта «Информационная безопасность дошкольника как условие позитивной социализации».
Целью проекта является создание благоприятных условий в ДОУ для психолого-педагогической поддержки семьи и просвещения родителей (законных представителей) по вопросам информационной безопасности детей раннего и дошкольного возраста.
Одной из основных задач проекта является повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам информационной безопасности детей раннего и дошкольного возраста.
На начальном этапе работы была создана творческая группа педагогов по реализации инновационного проекта, разработано положение о творческой группе. Изучены нормативно-правовые документы, касающиеся решения проблемы информационной безопасности детей.
Далее со всеми педагогами была проведена входящая диагностика профессиональных затруднений по теме «Восприимчивость педагогов к инновационной деятельности». Оптимальный уровень восприимчивости к новшествам был выявлен у 8 % педагогов, допустимый уровень преобладал у 92 %. Проведен опрос педагогов «Что я знаю о информационной безопасности детей?». По результатам опроса 8 % педагогов владели информацией на достаточном уровне; 69 % педагогов имели лишь некоторые представления о предмете, 23 % были некомпетентны в вопросе информационной безопасности дошкольников.
Таким образом, в соответствии с планом работы по проекту и в целях реализации поставленных задач в ДОУ на основном этапе работы были проведены различные мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов по данному направлению. Проведены встречи-семинары на базе ДОУ, а также в дистанционном формате с сотрудником ГАУ ДПО ИРО Людмилой Николаевной Бабинцевой, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии.
В апреле 2019 года участниками творческой группы проведен семинар для педагогов в ДОУ по презентации Лаборатории Касперского по проекту «Безопасный интернет», тема – «Социальные риски и риски общения». Были организованы команды педагогов и родителей, которые приняли участие в интеллектуальной игре «КИБЕР-КВИЗ», по итогам которой команды награждены дипломами участников.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
В декабре 2019 г. педагоги ДОУ обсуждали вопросы информационной безопасности в рамках круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет». В марте 2020 г. был проведен педсовет на тему «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». Педагогом-психологом проведен тренинг, где каждому педагогу была предоставлена возможность определить все «Плюсы и минусы сети Интернет». В ноябре 2020 г. на педсовете «Воспитываем здоровое поколение» были рассмотрены следующие вопросы: «Средства профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников», «Просветительская работа с родителями по обеспечению информационной безопасности детей дошкольного возраста посредством дистанционной связи». В рамках работы родительской академии «Дети – зеркало семьи» педагогами проведены консультации: «Угрозы в сети Интернет», «Дети в Интернете», «Дошкольник и компьютер», «Как уберечь ребенка от вредного влияния компьютерных игр и телевидения», «Дети и мультфильмы», игра «Что? Где? Когда?», акции «День без Интернета», акция «Гаджеты: за и против».
Проведены 3 открытых занятия с детьми для родителей «Безопасный Интернет», «Правила безопасности в Интернете», «Учим Фиксика пользоваться Интернетом» – одно в очном формате, два в дистанционном, с предоставлением родителям ссылок на просмотр занятий. Два педагога приняли участие в муниципальном конкурсе «Лучшее занятие с применением ИКТ». Результаты таковы: в 2019 г. – диплом лауреата, в 2021 г. – свидетельство участника. В апреле 2021 года педагоги и воспитанники старшей группы показал театрализованное представление для родителей «Как колобок в смайлик превратился». Ежеквартально в приёмных педагоги обновляют информацию для родителей по данной теме. Были подготовлены и размещены различные памятки и буклеты: «Компьютер в жизни ребенка», «Информационная безопасность ребенка», «Как защитить детей от вредной информации», «Безопасный Интернет», «Общие правила для родителей», «Рекомендации родителям по информационной безопасности». В рамках ДОУ был проведен конкурс среди групп на лучшую папку-передвижку по информационной безопасности.
В апреле 2021 года в рамках сетевого взаимодействия для педагогов детских садов города был проведен теоретический семинар «Информационная безопасность детей дошкольного возраста», по результатам которого получены положительные отзывы и оценки коллег.
С 2019 по 2021 год все педагоги принимали активное участие в мероприятиях, 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по инновационной деятельности и информационной безопасности, таким образом, можно отметить, что реализация задачи по повышению профессиональной компетентности педагогов по данному направлению работы реализована.
Вся информация о проделанной работе, а также методические наработки, фото- и видеоматериалы размещаются на сайте ДОУ в разделе «Инновационная деятельность», педагоги из других учреждений могут использовать эти материалы в своей работе.
Подводя итог, хочется отметить, что, развивая профессиональную компетентность педагогов при реализации инновационного проекта в нашем ДОУ, мы стремимся к приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности. Готовность к постоянному повышению своего профессионального мастерства и профессиональному развитию является необходимым условием повышения качества как педагогического процесса, так и качества образования в целом.