• «Точка роста» – источник обновлений и инноваций сельской школы

    02 Фев 2022
     
    14:11
     

    Текст: Екатерина Валерьевна Крылова,
    методист лаборатории развития сельских школ центра непрерывного повышения профессионального мастерства
    педагогических работников
    ГАУ ДПО ИРО

    В рамках нацпроекта «Образование» на территории страны успешно реализуется федеральный проект «Современная школа», направленный на обеспечение детям возможности получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников, в соответствии с которым на территории субъектов Российской Федерации открываются центры цифрового, гуманитарного и естественно-научного профилей «Точка роста». «Точка роста» Иркутской области – сеть центров цифрового, гуманитарного и естественнонаучного профилей, созданных как структурное подразделение на базе общеобразовательных организаций сельской местности и малых городов региона с целью обеспечения условий для внедрения в сельских школах на всех уровнях общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, совершенствования условий для повышения качества образования, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов и программ дополнительного образования цифрового, естественно-научного, технологического и гуманитарного профилей. Региональным координатором, ответственным за реализацию мероприятий по созданию и обеспечению функционирования центров «Точка роста» на территории Иркутской области, определено министерство образования Иркутской области, информационно-методическим сопровождением деятельности центров занимается Институт развития образования Иркутской области.

    В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» за период 2019–2020 годов в Иркутской области было открыто 102 центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В общеобразовательных организациях, на базе которых созданы центры «Точка роста», было обновлено содержание и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Математика и информатика», а также «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». 3D-моделирование, квадрокоптеры, интерактивная доска, трехмерная печать, шлемы виртуальной реальности, первая медицинская помощь, шахматы и робототехника – новый вектор развития сельских школ. Благодаря центрам цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» сельские школы становятся не только современными общеобразовательными организациями, но и центрами социокультурного развития села. «Точки роста» цифрового и гуманитарного профилей, которые открылись в 2019 и 2020 годах, уже прошли самый сложный этап – этап подготовки и открытия центра. В настоящее время центры «Точка роста» работают, реализуют новые, интересные, современные проекты, делятся своим опытом на конференциях различного уровня и принимают участие в мероприятиях.

    Однако центрам «Точка роста» естественно-научного и технологического профиля, открывающимся в 2021–2023 годах, только предстоит пройти этот путь. В 2021 году в Иркутской области будет открыто 145 центров естественно-научного и технологического профилей «Точка роста». Основываясь на опыте подготовки к открытию центров «Точка роста» и методических рекомендациях по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей, утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 года № Р-6, нами было подготовлено «Руководство к действию» будущим «Точкам роста», включающее поэтапный план мероприятий для успешной подготовки к открытию центра.

    В соответствии с дорожной картой по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях центров естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» региональный координатор (министерство образования Иркутской области) утверждает перечень общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, на базе которых будут открыты центры «Точка роста», типовое Положение о деятельности центров «Точка роста», а также формирует и согласовывает инфраструктурный лист, на основании которого в будущие «Точки роста» будет поставляться соответствующее оборудование.

    Общеобразовательные организации, на базе которых согласно распоряжению министерства образования Иркутской области «О создании центров «Точка роста» будут открыты центры естественно-научной и технологической направленностей, разрабатывают и утверждают:
    ■ Приказ о создании центра;
    ■ Приказ о назначении руководителя центра;
    ■ Положение о центре.

    В соответствии с запросом Института развития образования Иркутской области заполняют форму контактной информации о руководителе общеобразовательной организации и руководителе центра «Точка роста», а также подготавливают проекты зонирования на основании рекомендаций Академии Минпросвещения РФ (рис. 1). При составлении проектов зонирования общеобразовательной организации необходимо принимать во внимание площадь школы и заложенный на ремонтные работы бюджет. В лучшем случае в школе могут быть отведены под центр «Точка роста» четыре кабинета по химическую, биологическую, физическую и технологическую лаборатории. Дополнительно могут быть выделены помещения под рекреационную зону, под нее можно задействовать коридоры, библиотеки, актовые залы. Как минимальный вариант под центр может быть выделено два кабинета. В этом случае разрешается объединение лабораторий, например, физико-технологическая и химико-биологическая. Под лаборатории рекомендуется задействовать уже имеющиеся кабинеты физики, химии, биологии и технологии, а также прилегающие к ним помещения.

    Рис 1. Пример зонирования центра «Точка роста» в 2021 году
    Центрам «Точка роста» рекомендуется налаживать взаимодействие
    с муниципальными координаторами на этапе подготовки к открытию.

    Информация о сборе проектов зонирования, контактных данных, ремонтных работах, обучении сотрудников и др. доводится до общеобразовательных организаций в первую очередь через муниципальных координаторов. Также для оперативного информирования руководителей центров «Точка роста» о различного рода мероприятиях, курсах, сбора информации и обсуждения вопросов в Viber создана группа для «Точек роста».
    В соответствии с руководством по проектированию и дизайну образовательного пространства общеобразовательные организации совместно с муниципальными координаторами разрабатывают дизайн кабинетов, определенных в качестве кабинетов центра «Точка роста». Внутри каждого учебного кабинета (лаборатории) должен размещаться один фирменный знак «Точка роста» и одна информационная табличка со знаком национального проекта «Образование» и гербом Министерства просвещения РФ. Также при входе в кабинеты центра необходимо разместить навигационную табличку с полноцветным фирменным знаком «Точка
    роста», ниже указываются номер кабинета (при наличии) и наименование. В холле школы размещается брендированный информационный стенд, в ячейках которого может размещаться информация о центре «Точка роста» (расписания мероприятий, фотографии, объявления и др.).

    Для основного цвета стен рекомендуется использовать оттенки белого, представленные в руководстве по проектированию. Акцентный цвет можно использовать как вспомогательный к основному цвету, для придания яркости в интерьере. До 25 августа каждого года образовательной организации необходимо завершать ремонтные работы и подготовить фотоотчет об их проведении.
    Согласно федеральным методическим рекомендациям, общеобразовательная организация должна создать на официальном сайте раздел «Центр “Точка роста”», где размещает:
    ■ Нормативно-правовые акты, включающие в себя приказ о создании центра «Точка роста», приказ о назначении руководителя, положение о центре и штатное расписание. В штатное расписание включаются руководитель центра, учителя химии, физики, биологии, технологии или информатики;
    ■ Информацию о нацпроекте «Образование», включающую в себя логотип нацпроекта и логотип центра «Точка роста», адрес сайта Министерства просвещения России и его официальную символику;
    ■ Информацию о режиме занятий;
    ■ Информацию об образовательных программах общего и дополнительного образования и режиме занятий;
    ■ Информацию об оборудовании центра;
    ■ Сведения о мероприятиях.

    Центр «Точка роста» считается готовым к открытию, если обеспечено финансирование, общеобразовательная организация утвердила локальные акты, созданы региональные и тематические чаты в мессенджерах, педагоги прошли курсы повышения квалификации, с этого года организованные ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», были внесены изменения в общеобразовательные программы с учетом рекомендаций, разработаны и утверждены программы дополнительного образования на базе центра, получено оборудование и проведены пусконаладочные работы, организована работа по освещению открытия и деятельности центра, проведен набор детей.
    «Точка роста» – это не только центр образования, но и общественное пространство для развития общекультурных компетенций, проектной деятельности, творческой и социальной самореализации школьников, педагогов и родительской общественности.

    Они обеспечивают увеличение охвата обучающихся сельских общеобразовательных организаций программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей с использованием современного оборудования.
    Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение открытия и работы центров «Точка роста» осуществляют Академия Минпросвещения России, министерство образования Иркутской области и Институт развития образования Иркутской области.

    Мы в социальных сетях: