• Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии

    26 Июл 2021
     
    9:32
     

    Текст: Марина Владимировна Моисеева,
    учитель географии
    МКОУ СОШ с. Парфеново,
    Черемховское МО

    К сожалению, в настоящее время остро стоит проблема недостаточного усвоения и применения обучающимися географических знаний, а также географической безграмотности.

    Формирование мотивации к обучению без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она определяется конкретной предметной деятельностью, непосредственно связана с конкретным учебным предметом и его содержанием. С поиском эффективных способов повышения мотивации сталкиваются учителя разных предметов с различным профессиональным и жизненным опытом.

    Урок – это своеобразная визитная карточка каждого учителя. От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, выбрал нужный материал, активные методы и средства обучения, зависит успешность достижения планируемых результатов и собственно познавательный интерес к предмету.

    На самом деле существует очень много способов сделать урок увлекательным, а учебный процесс – творческим. И здесь всё зависит от самого учителя, от того, насколько он хочет и может увлечь своим предметом. Любовь учителя к своему предмету, хорошее настроение, культура речи, эрудиция, располагающая внешность непременно вызовут интерес и уважение к учителю и его предмету.

    Оригинальное начало урока – залог успеха! На организационном этапе я обычно использую приветливые, доброжелательные слова и стараюсь вызвать улыбку у детей, чтобы они понимали, что я им рада даже и на шестом, и на седьмом уроках. Хочу отметить, что с опытом это удаётся мне всё лучше. После этого формируется организационный настрой, происходит выход на тему и цель урока. На этом этапе для активизации деятельности я применяю различные загадки и ребусы, стихотворения, притчи, чёрный ящик, перевёртыши, музыкальные композиции, видеоролики, проблемные ситуации и вопросы, интерактивные карты.

    Чтобы реализовать поставленную цель, добиться повышения мотивации, в своей деятельности применяю определенные педагогические средства. Формируя положительную мотивацию, использую следующие методы

    ■ технология проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;
    ■ технология проектной деятельности способствует активизации
    познавательной деятельности школьников, развивает их творческую
    активность, формирует навыки исследовательской работы и при
    этом раскрывает их личностные особенности;
    ■ использование коллективных, групповых, индивидуальных,
    фронтальных, парных форм обучения;
    ■ географическая гостиная как вид творческой деятельности
    обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими
    возможностями, помогает развить понимание значимости
    географических знаний в повседневной жизни;
    ■ чтение дополнительной литературы, поэзии способствует
    развитию творческого воображения, аналитического мышления и
    эмоционально обогащает урок;
    ■ использование игровых форм: ролевые, дидактические,
    имитационные, организационно-деятельностные – «Лото», «Собери
    карту», «Кто или что лишнее», «Угадай», «Географический диктант»,
    «Найди пару», «Географическая почта», «Перекличка» и др. Выбор
    вида игры определяется исходя из возраста детей;
    ■ веб-квесты – это один из современных методов электронного
    обучения, позволяющий в форме увлекательной игры привлечь
    учащихся к усвоению нового материала;
    ■ систематическое использование различных средств контроля.

    Планируя использование определённых приемов повышения мотивации и различных техник, необходимо понимать, что они столь же не универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению у учащихся. Иначе говоря, всё индивидуально в каждом конкретном случае.1


    1 Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: