Текст: Татьяна Геннадьевна Кельман,
учитель английского языка
ЧОУ «Средняя школа Леонова»
Университеты Гарвард и Стэнфорд считают, что академические знания школьника – это всего лишь 15 % успеха в его дальнейшем обучении, в построении карьеры и в жизни, а 75 % относится к так называемым soft skills, развивающим лидерство, умение работать в команде, организационные навыки и т. д. Именно они позволяют применять полученные знания и добиваться поставленных целей: престижный университет, успешная карьера, счастливая семья и истинная дружба.
Возникает вопрос, как организовать урочную и внеурочную
деятельность, тренирующую «soft skills»:
■ Умение работать в команде.
■ Лидерство.
■ Креативность.
■ Коммуникабельность.
■ Организаторские способности.
■ Позитивность.
■ Любознательность.
В процессе обучения преподаватели английского языка эффективно используют технологии коллаборации или сотрудничества, проектные технологии, командные игры, позволяющие развивать важные качества ребёнка: умение принимать решения, работать в команде, быть лидером и вдохновлять других, идти на компромисс, понимать и чувствовать других людей, предлагать интересную идею, выступать перед большой аудиторией, бороться и не сдаваться, даже когда не получается достичь цели.
Тренировка «soft skills» на базе языкового лагеря
В данной статье хочу поделиться опытом работы по тренировке soft skills, без которых сложно преуспеть в современном мире. Многие из этих черт врождённые и присущи каждому ребёнку, но их нужно культивировать и развивать.
Во время школьных каникул я организую языковой лагерь с определённой тематикой. Так, например, прошлым летом мы выезжали на базу «Витязь». Название языкового эколагеря – «Природа и человечество» («Nature and Humanity»). А зимой в этом году был организован лагерь «В здоровом теле – здоровый дух!».
Целью данного мероприятия является создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и его социальных навыков в естественной среде.
Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:
■ проводить занятия с применением проектных и игровых технологий обучения иностранным языкам;
■ использовать групповые формы работы;
■ проводить досуговые мероприятия в форме QUEST и Quiz-технологий;
■ организовывать походы с изучением флоры и фауны данной местности;
■ осуществлять волонтерскую деятельность по очистке территории;
■ проводить фестиваль песен на английском языке и драматизацию по просмотренному фильму
Преимущества языкового лагеря с определённой тематикой
Языковой лагерь позволяет всем учащимся активно участвовать в предложенных мероприятиях, учитывающих их интересы и возраст. При выполнении творческих и проектных заданий в разновозрастных группах дети максимально реализуют свой социальный потенциал: старшие проявляют заботу о младших, поддерживают в сложной ситуации, учатся слушать, развивают способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями. Например, совместный информационно-творческий проект способствовал развитию коммуникабельности детей.
«Soft skills» – это комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за результативное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной профессией. Это социальные навыки, ещё их называют жизненными навыками, являющимися неотъемлемой частью «personal qualities» и гарантом жизненного успеха.
Разработка и защита проекта об истории возникновения скальников проходила на месте природного памятника, что способствовало росту мотивации учащихся. Кроме того, каждый выполнял свою роль и внёс вклад в успешность проекта.
Во время проведения командных игр лидеры решали проблемы и принимали ответственные решения за всю команду. У лидеров развивались такие качества, как умение ставить другим детям соответствующие их способностям и характеру задачи и добиваться их выполнения. Ласло Бок, вице-президент по набору персонала Google, сказал: «Мы ищем лидеров, но не из разряда «президент шахматного клуба», а из тех, кто, столкнувшись с проблемой, может в нужный момент встать во главе команды и повести её к цели».
Все мероприятия, проведённые в лагере, также были направлены на развитие креативности и организаторских способностей учащихся. Прекрасные условия натуральной окружающей среды, где нет электричества, отсутствует мобильная связь и зависимость от гаджетов, дают уникальную возможность быть в гармонии с природой, ценить её красоту и человеческое общение. Воспитывалась вера в себя и других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всём, что его окружает. Ребята научились сохранять улыбку на лице, несмотря на возникающие проблемы, бороться и не сдаваться, даже когда не получается достичь цели, пробовать решать свои вопросы самостоятельно, не прибегая сразу к помощи учителя или куратора.
Также важным аспектом деятельности лагеря было развитие интеллектуального любопытства, жажды новых знаний, интереса к окружающему миру и желания получить новые впечатления. Это естественное качество любого ребёнка, и нашей задачей было его сохранить.
Большинство детей не очень уверены в себе. Они беспокоятся по поводу вхождения в новую социальную ситуацию, по поводу обучения новым навыкам, по поводу того, что нужно выполнить новую задачу, ещё более сложную. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей, учителей, и это естественно.
Обучаясь в нашем лагере, школьники развивают свои социальные навыки, становясь увереннее в себе. Эти навыки никак не связаны с интеллектом, способностью цитировать Шекспира в оригинале или перемножать в уме трёхзначные числа. Но умение ребёнка чётко формулировать мысли, предлагать альтернативы и уважать чужую точку зрения сделает его успешным во всех сферах жизни. Ведь, как говорил Генри Форд, уверенность – это уже половина сделанного дела.
Список литературы
1. Career change statistics [Electronic resource] // URL: https://careers-advice-online.com/career-change-statistics. html#:~:text=The%20average %20person%20will%20 change,or%20jobs%20every%2012%7 (mode of access: 02.04.2021);
2. Cambridge dictionary [Electronic resource] // URL: https:// dictionary.cambridge.org/ru/ (mode of access: 02.04.2021);
3. Developing soft skills in the workplace: The whys and the hows [Electronic resource] // URL: https://www.talentlms.com/ blog/developing-soft-skills-workplace-why-how/ (mode of access: 02.04.2021);
4. Macmillan Dictionary [Electronic resource] // URL: https:// www.macmillandictionary.com/
5. Oxford dictionary [Electronic resource] — https://www. oxfordlearnersdictionaries.com/ (mode of access: 02.04.2021);
6. Soft skills: what they are and how to develop them [Electronic resource] // URL: https://www.futurelearn.com/info/blog/softskills-what-they-are-and-how-to-develop-them (mode of access: 02.04.2021);
7. 10 Practical Ways to Improve Time Management Skills [Electronic resource] // URL: https://www.lifehack.org/articles/ productivity/10-ways- improve-your-time-management-skills. html (mode of access: 02.04.2021);
8. The origin of soft skills [Electronic resource] // URL: https://code.joejag.com/2018/the-origin-of-soft-skills. html#:~:text=It%20turns%20out%20’soft%20skills,how%20 the%20group%20was%20led (mode of access: 02.04.2021);
9. Top 10 Soft Skills Employers Love: 90+ Examples [Electronic resource] // URL: https://resumegenius.com/blog/resume-help/ soft-skills (mode of access: 02.04.2021).
10. Yuval Noah Harari. 21 lessons for the 21st century // Vintage, London. 2019. P.p. 417;