Текст: Татьяна Валерьевна Никитюк,
учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия
им. В. А. Надькина» г. Саянск
Использование технологии переговорной площадки выводит педагогов на достижение стратегических целей национальной безопасности в области образования – повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Достижение этой цели персонифицируется: вместо абстрактной «школы» эту роль исполняет конкретный педагог, творческое сообщество учителей, готовых к открытому откровенному разговору с детьми.
Как же нужен детям такой разговор!
Учителям русского языка приходится проверять самые разные работы: сочинения, изложения, эссе. Однако все это многообразие все-таки сводится к тому, что это письменные тексты, созданные по заранее известной модели, опирающиеся на домашние или классные заготовки. При этом сложным для школьников становится этап итогового собеседования, который предполагает импровизацию – диалог на предложенную тему.
Затруднение вызывает необходимость коммуникации с посторонним человеком, при том, что вопросы, предлагаемые для обсуждения, рассчитаны на определенную степень откровенности. Да, вопросы для собеседования экзаменатору предлагаются, но предусмотреть их все невозможно. Пугает необходимость импровизации, необходимость высказывания собственного мнения без предварительной подготовки.
Так получается, что в процессе обучения человек формирует навык подготовленного выступления, который включает не только заранее созданный текст (пускай даже самостоятельный), отрепетированный интонационно и эмоционально, но и заранее отработанные вопросы, заранее подготовленные формулы ответов. И пусть установка на то, что самой лучшей импровизацией является домашняя заготовка, не лишена основания, но при таком подходе в публичных выступлениях нивелируется искренность, непосредственность, свойственная юношеству. Мы видим и слышим заранее подготовленные речи, социально приемлемые, одобренные, но за этими речами слишком глубоко прячется личность самого ребенка.
Речь здесь не только о глобальных мероприятиях, но и об обычных уроках, устных предметах, на которых формирование навыка устного высказывания все-таки должно сопровождаться непосредственностью, сочетаться с процессом рождения мысли. Этот процесс выстраивается при подготовке письменных работ, но, к сожалению, утрачивается в устных. Диалогические технологии, используемые сегодня в школе, чаще всего подразумевают предварительную подготовку текста для выступления, предварительную подготовку аргументации и контраргументации – мысль рождается задолго до её произнесения. Именно поэтому устное высказывание оказывается самой трудной частью итогового собеседования, именно поэтому так трудно организовать не только информативный, но и эмоциональный диалог на уроках литературы, истории, обществознания. Тем более, что каждое такое обсуждение касается не только темы урока, содержания текста, но и личных проблем подростков, юношества.
Научить детей формулировать проблемы, обсуждать их без предварительных заготовок, выстраивать рассуждение в режиме реального времени – задача современной школы. По крайней мере, я ставлю её перед собой как учителем.
Технологии дебатов, дискуссий подразумевают заранее известный круг вопросов, возможность использования заготовки. Переговорная площадка в интерпретации творческой группы педагогов гимназии им. В. А. Надькина выстраивается в таком варианте, что использовать заранее подготовленное выступление будет невозможно.
Первым этапом работы над переговорной площадкой должна стать разработка вопросов для обсуждения. Вопрос должен быть интересным и актуальным для школьников – участников дискуссии;
В вопросе должна содержаться определенная доля провокации, которая позволит выстроить конфликт – основу обсуждения; Содержание вопроса должно быть достаточно широким, чтобы обеспечить многоаспектность обсуждения, неоднозначность трактовок и оценок.
Психологической подготовкой участников дискуссии должно стать мини-исследование, опрос, относящийся к теме площадки. Эта работа должна заставить участников почувствовать себя в достаточной мере компетентными для обсуждения предложенной темы, опросы позволяют предварительно определиться относительно полюсов обсуждения (буду ли я за или против).
«Интересность» вопроса – результат долговременного педагогического наблюдения, опросов среди педагогов. Что в действительности интересует детей и подростков, что их раздражает, что вызывает сомнения? Именно поэтому для переговорных площадок в гимназии были предложены следующие темы: «Нужно ли быть патриотом?», «Синонимичны ли понятия “государственность” и “патриотизм”?», «Против кого ведут информационные войны?», «Читать или не читать?», «Профессия: я выбираю?», «Свобода или ответственность?», «Живем без правил?».
С одной стороны, каждая из этих тем подразумевает быстры ожидаемый ответ, который дети не всегда готовы озвучить перед взрослыми, но который мы слышим в их разговорах между собой. Именно «запретность» такого ответа может быть реализована взрослым – ведущим или участником площадки (педагогом-провокатором): современный мир открытых грани не принимает патриотизма; государство любить стыдно, а родину нужно; информационные войны – это выдумка; чтение в современном мире –
это рудимент; профессию я выбираю сам; кому нужна ответственность, если есть свобода; правила ограничивают, поэтому они не нужны.
В аудитории всегда находятся те, кто с радостью поддерживает популярные, «неправильные», «непричесанные» идеи, но всегда есть и круг защитников норм, правил, ценностей.
Чтобы избегать конфликтов между участниками, предварительно необходимо познакомить участников площадки с правилами. Технические установки могут быть самыми разными, отражающими особенности зала, технического оснащения, целей площадки и т. п. Ценностная установка площадки – неправильных мнений нет, участники могут согласиться или опровергнуть чужое высказывание, но не более того. Важно и то, что общего, единого мнения, которое стало бы итогом работы площадки, тоже нет. Ведущий или представители пресс-центра фиксируют высказывания, максимально отражая спектр взглядов. Конечно, требование проявлять уважение к чужому мнению – основополагающее для работы площадки.
Технически удобно, если площадка оснащена несколькими микрофонами, а ее участники располагаются полукругом или незамкнутым кругом. Микрофон позволяет регулировать количество выступающих, отключать оскорбительное выступление.
Ведущий площадки – мягкий диктатор: он принимает мнения, позволяет высказываться, но при необходимости прерывает выступающего, передает очередь для высказывания, прекращает выступления, провоцирует аудиторию на словесный конфликт, противостояние мнений, при этом поощряя тех, кто смог проявить уважение, понимание по отношению к чужому мнению.
Особенно важной работа ведущего становится при вовлечении в работу площадки взрослых – экспертов, сопровождающих, приглашенных. Именно взрослые склонны к резким высказываниям, к обидным комментариям, переходу на личности, высказываниям по заготовке (если уж выступление подготовлено, оно должно прозвучать), т. е. именно взрослые чаще всего нарушают правила работы площадки. Ведущий может попросить отключить микрофон (в крайних случаях), перебить, дать смягчающий комментарий, привести пример, нивелирующий высказывание взрослого, то есть импровизируют в ходе работы не только дети. Главное при работе со взрослыми – защитить детей. Варианты работы площадки, когда микрофон взрослым был предоставлен только на этапе рефлексии, оказались самыми комфортными.
Ход работы площадки отнюдь не является импровизационным. Ключевой вопрос предварительно дробится на три подвопроса, которые позволяют представить три ракурса, три взгляда на проблему. Вопросы выстраиваются «по степени напряженности»: от менее яркого к проблемному, острому. С этими вопросами участников переговорной площадки не знакомит никто, но сформулировать их можно, основываясь на предварительных исследованиях.
Площадка «Я выбираю будущее?» выстраивалась на основе следующих вопросов:
Стоит ли ориентироваться при выборе профессии только на свои желания и способности?
Какие профессии вы считаете умирающими?
Имеют ли будущее профессиональные династии?
Работа площадки «Читать или не читать?» велась на основе трех тезисов:
дети не читают;
дети выбирают более простое и доступное чтение;
взрослые не готовы обсуждать с детьми то, что они читают.
Сценарий работы площадки выстраивается как система трех кругов, на которых обсуждается определенный тезис или вопрос. Предварительно ведущий формулирует проблему, а в финале переформулирует её: например, если в начале работы площадки «Я выбираю будущее?» была установка на то, что профессию выбирает сам выпускник, то позднее она была изменена на установки «Как помочь родителям принять выбор ребенка?», «Как договориться о выборе профессии?».
Ведущий и рабочая группа должны предварительно разработать систему вопросов для каждого тезиса, сам ведущий в процессе работы должен уметь проявлять искреннюю заинтересованность в собеседниках, их мнении, уметь ненавязчиво подсказать нужное слово, подобрать интересную ассоциацию; ведущий должен быть готов к возмущению аудитории (чаще всего взрослой).
Приемы оживления обсуждения для ведущего также важны. Иногда участники площадки начинают повторять высказывания друг друга, не прибавляя ничего нового. Можно предложить добавить личный нюанс, личное предложение или пример. Возникающая «правильность» обсуждения, высказывание очевидных нравственных установок может быть разбавлена провокационным вопросом: «Вы серьезно так думаете или говорите, потому что так правильно?». Можно выразить недоумение: «Вы серьезно?», «Правда?», изумление: «Надо же!», «Как интересно!» или сказать: «Давайте задумаемся!» – и повторить высказывание выступающего. Все эти приемы из арсенала активного слушания, но применять их приходится не с одним собеседником, а с аудиторией в 40–60 человек. Оптимальное количество участников переговорной площадки – 30–40 человек, активное участие в работе обычно принимают 15–20 человек, они высказываются 3–5 раз за все время работы площадки, остальные либо молчат в течение всего разговора, либо высказываются однократно, но молчащие слушатели не менее важные участники события, потому что даже молчаливое одобрение или неприятие позволяет выступающим корректировать свое высказывание.
Итак, высказывание ученика в ходе работы переговорной площадки оказывается компетентным (поскольку предварительно он изучал историю вопроса, формировал свое мнение); кратким (ограничение по времени закладывается в правилах работы площадки – до 2 минут); импровизационным (вопросов, которые предлагаются для обсуждения, он не знает; в ходе диалога он вынужден отвечать на высказывания оппонентов, формулировать отличное от других участников площадки мнение, даже соглашаясь с определенными тезисами); развернутым (участник площадки демонстрирует логику своих рассуждений, чтобы убедить оппонента в своей правоте). Навыки, формируемые в ходе работы переговорной площадки, имеют большую ценность для самих участников, а также для взрослых, поскольку становятся формой социологического исследования, выявления проблем подрастающего поколения.
Технология переговорной площадки может быть использована и на уроках – например, литературы. Современный урок литературы – это особая форма взаимодействия учителя, учеников, художественного текста, которая обеспечивает проникновение в текст, выявление авторской позиции, нравственного посыла автора, самоопределения ученика. Такое взаимодействие выстраивается только в процессе диалога. Переговорная площадка строится как организованный, но при этом импровизационный диалог участников, в ходе этого диалога мнение участников может меняться, но задача модератора, в качестве которого выступает учитель – поддерживать ценностную ориентацию диалога.
Цель организации работы переговорной площадки – формирование на основании срежиссированного нравственного конфликта ценностных ориентиров школьников.
Задачи:
❶ Глубоко изучить художественный текст, чтобы сформулировать нравственную позицию персонажей – участников сюжетного конфликта.
❷ Сформулировать нравственные установки персонажей (учащийся отождествляет себя с литературным героем).
❸ В ходе диалога проявить нравственную позицию героя.
❹ Дать нравственную оценку позиции героя, его ценностным ориентирам.
Функции диалоговой площадки на уроках литературы: актуализация содержания произведения без «осовременивания» и примитивизации текста; создание условий для свободного неподготовленного высказывания учащегося с опорой на текст художественного произведения. Работа выстраивается как на основании отрывка из текста (например, первый диалог Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова), так и на основании анализ текста произведения в целом (например, «Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»). Работа с фрагментом текста может быть включена как в первые уроки изучения произведения, так и в итоговые, возможно, по выбору учащихся – самые яркие эпизоды, самые спорные. Работа с полным текстом произведения вписывается в систему итоговых уроков, позволяя не только ярче обозначить идейное содержание произведения, но и повторить содержание текста, характеристики героев.
Учебные задачи:
1) Прочитать текст с маркированными закладками, разграничивая цветом позиции разных героев;
2) Подготовить автохарактеристику персонажа (в формате домашнего или устного сочинения «Я, Родион Раскольников…»;
3)Сформулировать основные конфликты, на которых строится сюжет произведения.
Формат проведения: для работы на площадке учащиеся разделяются на группы на основании жеребьевки. Данный вариант позволяет уйти от однозначных заготовок, опробовать смену ролей, сформулировать позиции разных персонажей в произведении. Из числа учащихся выделяется «экспертная группа» – 2–3 персонажа, для которых заявленная для обсуждения ценность будет максимально высокой и, возможно, недостижимой.
Проблемные вопросы для обсуждения могут иметь разные источники:
❶ Традиционные проблемные вопросы к текстам классических произведений (как реализуется мысль народная в романе «Война и мир»? что такое «обломовщина»? за кем из героев будущее в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»?);
❷ Темы итоговых сочинений разных лет;
❸ «Провокационные» темы: положительные черты отрицательных персонажей в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Собственно дискуссии в ходе работы переговорной площадки предшествует разработка опорного конспекта, интеллект-карты или иного схематического или символического отображения позиции выбранного персонажа или группы персонажей.
Обсуждение организуется на основании 3 ключевых вопросов, поскольку большее количество вопросов затягивает занятие, диалог теряет динамику, а следовательно, учащиеся теряют к нему интерес. После обсуждения каждого вопроса выступают «эксперты», которые оценивают позицию, высказанную героями, с точки зрения своих героев. Например, как Фенечка могла оценить увлечение Николая Петровича Кирсанова музыкой?
Как могли оценить семейные ценности персонажи романа Л. Н. Толстого «Война и мир», не имевшие семьи – Анна Павловна Шерер, Василий Денисов, мадемуазель Бурьен? Семьи у них нет, поэтому представление о семье и семейных ценностях идеализированное, «эталонное», так что к ним можно обратиться за «оценкой», при этом оценка будет максимально предвзятой, и эту предвзятость в ходе работы площадки важно показать ученику, выступающему в заданной роли.
Для организации работы групп возможно использование предметной атрибутики: веера, лорнеты (театральные бинокли), украшения для представления семьи Курагиных; книги, учетные книги, учебник геометрии, мел, тетрадь по геометрии для семьи Болконских; блюдо с пирогами, шаль для семьи Ростовых. Предметную атрибутику можно заменить подобранными иллюстрациями, которые включаются в тематические коллажи.
Для оптимизации работы класс целесообразно разделить на группы (до 4, иначе высказывание мнений увеличит продолжительность занятия). Каждая группа формулирует свою ценность, подтверждает примерами из текста наличие этой ценности для своих персонажей. Выступление группы не должно превышать 5 минут.
После выступления представители других групп имеют возможность задать вопросы выступавшим, отражая оценку, которую должен был дать их персонаж заявленной ценности. Завершают выступления «эксперты». Учитель регулирует работу групп, отслеживает время выступлений.
Ход занятия:
Жеребьевка: В начале урока на основании жеребьевки учащиеся оказываются в разных «семьях» (принцип «семью не выбирают»). Каждая «семья» определяет «главу» и обосновывает свой выбор, готовит коллажи или интеллект-карты на основании материалов устных сочинений.
Обсуждение вопроса: Каким было воспитание в семье Болконских/ Ростовых/ Курагиных? Уточняющие вопросы от других групп: на вопросы может отвечать как выступавший по конкретному вопросу, так и любой член группы.
Резюме от «экспертов». (выслушивается мнение одного или всех экспертов – по выбору класса). Обсуждение вопроса: Кто глава семьи Болконских/ Ростовых/ Курагиных?
Уточняющие вопросы.
Резюме.
Обсуждение вопроса: Что дала своим членам семья Болконских/ Ростовых/ Курагиных? Уточняющие вопросы.
Резюме.
Представление заявленных ценностей осуществляется в режиме активного слушания: представители других групп и «эксперты» задают вопросы по ходу «самопрезентации» каждой семьи.
Учитель-модератор уточняет позиции групп, при затухании диалога задает стимулирующие (провокативные) вопросы: чем современны методы воспитания Василия Курагина? Как семья отреагирует на карточный долг сына, главы семейства?
По окончании работы площадки учащимся дается право выбрать ту семью, которая показалась им более привлекательной в ходе обсуждения. Интересное наблюдение выпусков 2017 и 2021 годов: юноши-десятиклассники предпочитали авторитарную семью Болконских, аргументируя свой выбор необходимостью не только нравственной поддержки семьи, но и жестких ориентиров, которые помогут избежать ошибок.
Выводы о ценности семьи учащиеся делают самостоятельно. Традиционная тема раскрывается на основе изучающего чтения, диалога с активным слушанием, коллективного знаково-символического моделирования.
Дискуссионная площадка направлена на формирование навыков словесной импровизации, построения логически выверенного рассуждения, активного слушания, может использоваться как воспитательная и как образовательная технология.1
¹ Фото в статье из архива автора.