В рамках приоритетного направления по совершенствованию здоровья и благополучия посредством занятий физической культурой и спортом предусматривается в том числе обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе общего образования; организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях, направленной на увеличение сети школьных клубов.
При этом нами ежегодно фиксируется снижение мотивации к занятиям спортом вообще и плаванием в частности. Как показывает практика работы в общеобразовательной организации, различные методы «заманивания» ребят на занятия физической культурой без удержания первичной задачи – развития у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом – не обеспечивают сохранность детского коллектива и увеличение количества ребят в спортивной секции. Проведенное в 2020 году исследование по выявлению основных причин, провоцирующих пропуски занятий и/или нежелание заниматься спортом, в котором приняли участие 183 ребенка в возрасте 7–9 лет и 164 родителя, показало, что основные причины таковы:
❶ Однотипность занятий/тренировок;
❷ Необходимость тратить свободное от основных уроков время;
❸ Болезнь ребёнка;
❹ Боязнь перегрузок и чрезмерного утомления;
❺ Конфликт с преподавателем.
Результаты исследования показывают, что актуальной была и остается проблема, связанная с поиском условий – эффективных практик развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой, повышения собственной активности детей и подростков в укреплении здоровья. Сделать так, чтобы у ребёнка появилось желание заниматься спортом и самосовершенствованием, можно, используя пять основных шагов.
Первый:
осуществление мониторинга образовательных запросов детей и родителей с последующим обсуждением результатов в индивидуальном и групповом формате (анкетирование, опросы и т. д.). Это помогает осуществить общую «настройку» по целям и задачам, правилам и нормам. Здесь же можно в первом приближении познакомить ребят и их родителей с общей схемой подготовки обучающихся, позволяющей достичь результатов, и в групповых беседах выделить главные составляющие успеха и факторы, отрицательно влияющие на успех в занятиях спортом.
Второй:
проведение в начале учебного года вводных мотивирующих занятий для всех классов. Дети должны пересмотреть, перетрогать весь инвентарь, спуститься в сухой бассейн. Правила поведения во время занятий по плаванию, правила гигиены предлагается не просто прослушать, но и самостоятельно доработать, обсудив с родителями, составив памятки. Для родителей желательно также подготовить и раздать брошюры с полезной информацией.
Третий:
подбор упражнений для занятий исходя из интересов и предпочтений обучающихся. Во время занятий – наглядная демонстрация всех упражнений с предложением повторить их. Если ребёнок не может это сделать, по окончании основной части занятия, во время свободного плавания группы – индивидуальная отработка пройденного материала и закрепление его на последующих занятиях. Здесь особенно важно постоянно информировать родителей об успехах и неудачах учащихся, уделять внимание планированию индивидуальных консультаций для родителей и классных руководителей, беседам с родителями тех детей, которые не посещают бассейн школы по каким-либо причинам или перестали его посещать, с выяснением причин.
Четвёртый:
внедрение системы поощрений и проведение открытых занятий с целью демонстрации родителям успехов детей и поддержания настроя на дальнейшее сотрудничество.
Пятый:
ежегодный пересмотр учебной программы и планирование своей деятельности с учётом просьб, отзывов, откликов детей и родителей, коллег. Дополнение программы игровыми тренировками, интерактивными ресурсами. Необходимо помнить, что у детей многому можно научиться.
И, наверное, самое важное – помнить, что именно личность тренера является главным, сильнейшим мотивирующим фактором, а мотивация к собственному совершенствованию – залог личностного и профессионального роста.