• Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Центре дополнительного образования УКМО как необходимое условие эффективной организации их полноценного обучения и досуга

    31 Янв 2022
     
    14:40
     

    Текст: Елена Андреевна Крамнау,
    педагог дополнительного образования
    МБУ ДО ЦДО УКМО


    Наталья Викторовна Лазаренко,
    педагог дополнительного образования
    МБУ ДО ЦДО УКМО

    В рамках реализации проекта и с целью педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов была введена должность «тьютор». Термин «тьютор» уже на слуху у многих, но нюансы данной профессии и связь этого вида деятельности с другими педагогическими функциями не ясны тем, кто только начинает соприкасаться с новым для нашей страны направлением педагогической работы.

    Очень часто родители и представители общественности задают вопросы, касающиеся темы тьюторского сопровождения. Сегодня в беседе с председателем родительского комитета Еленой Иосифовной Свирко на некоторые из вопросов ответят Наталья Викторовна Лазаренко, тьютор, сопровождающий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, и Елена Андреевна Крамнау, руководитель творческой группы по внедрению тьюторского сопровождения в образовательное пространство Центра.

    Е. И. Свирко:
    – Существуют какие-либо особенности в организации и осуществлении тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов?
    Н. В. Лазаренко:
    – Главная цель тьюторского сопровождения ребёнка с ОВЗ – успешное включение его в образовательный процесс Центра дополнительного образования. Перед тьютором стоит множество задач, некоторые из них мы постараемся раскрыть более подробно. Тьютор создаёт для каждого тьюторанта доступную, психологически комфортную образовательную среду, учитывая индивидуальные возможности. Кроме того, он оказывает помощь и поддержку в освоении дополнительных общеразвивающих программ.

    Дети с различными заболеваниями вместе с нормотипичными детьми успешно развиваются на занятиях в объединениях «Ручная лепка» (работа с глиной), «Кружевница» (вязание крючком), «Теннис», «Соседи по планете» (знакомство с миром животных). На каждого тьюторанта составляется индивидуальный маршрут развития (ИМР), в котором фиксируются особенности физического и психоэмоционального состояния, интересы и склонности, динамика развития и усвоения программ. Также в ИМР отражаются те методы и приёмы, которые тьютор подбирает для каждого тьюторанта индивидуально.

    Дети с ОВЗ зачастую не могут найти границы между знанием и незнанием, поставить цель и реализовать её, поэтому тьютор помогает ребёнку продуктивно работать шаг за шагом, до получения результата. Отсутствие веры в свои силы, возбудимость и перепады настроения, быстрая утомляемость детей с ОВЗ требуют использования особых педагогических приёмов: частое проведение динамических пауз, приём «рука в руке», одобрение и нацеливание на позитивный результат, постоянное использование мотивирующих слов.

    Организация динамических пауз – обязательный компонент тьюторского сопровождения. Их систематическое использование способствует улучшению психоэмоционального состояния. Особые дети получают возможность расслабиться после длительного сидения за столом и интенсивной учебной деятельности. Совместная двигательная игровая деятельность с нормотипичными детьми сближает, раскрепощает тьюторантов, помогает почувствовать радость пребывания в ЦДО.

    Кроме того, на каждом занятии разъясняется и неоднократно повторяется алгоритм действий, инструкции упрощаются и дробятся на всех этапах выполнения задания. Также используется скрытое инструктирование ребёнка при помощи слов: «Я советую тебе начать с…» или «Обрати внимание…». Важно выполнять работу в доступном для особых детей темпе, чтобы они поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать мотивацией, вызывающей желание учиться.

    Тьютор даёт особому ребёнку возможность самореализации, помогая ему развиваться по своему особенному пути, находясь всегда рядом.

    Е. И. Свирко:
    – Тьютор особого ребёнка выполняет функцию только сопровождающего?
    Н. В. Лазаренко:
    – Нет, на самом деле это не так. Кроме функции непосредственного сопровождения ребёнка во время учебного процесса, тьютор организует условия для реализации творческого потенциала и создания ситуации успеха. Тьюторанты участвуют как в специально организованных выставках и конкурсах различных уровней, так и наравне с нормотипичными детьми.
    С помощью тьютора дети воплощают в жизнь проекты и участвуют в исследовательской деятельности. В рамках муниципального мегапроекта «Я – россиянин!» тьюторанты приняли активное участие в фестивале народного творчества «Мы вместе – мы Россия». Для формирования у особых детей правовой культуры, гражданского воспитания и гордости за отечественную историю Центром дополнительного образования был организован и проведён муниципальный фестиваль «Моя семья – моя Россия».

    Е. И. Свирко:
    – Какая целенаправленная воспитательная работа проводится с тьюторантами?
    Н. В. Лазаренко:
    – За 4 года реализации проекта «Невозможное возможно» создана система работы по укреплению и развитию воспитательного потенциала семьи, повышению самооценки родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
    Тьюторанты принимают участие во всех мероприятиях проекта.
    С целью укрепления детско-родительских отношений и развития коммуникативных навыков, а также для интересного и занимательного проведения досуга организуются праздники и мероприятия согласно календарным датам.

    Занятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма проходят в специально оборудованном кабинете ПДДТ. Воспитание бережного отношения и любви к природе и животным происходит посредством посещения мини-зоопарка ЦДО. Сенсорное развитие и воспитание осуществляется в специально созданной сенсорной комнате.

    Е. И. Свирко:
    – Каким образом работа с ребёнком с ОВЗ в сенсорной комнате может быть связана с тьюторским сопровождением?
    Е. А. Крамнау:
    – Самая главная цель тьюторского сопровождения особого ребёнка –успешно включить его в образовательную среду Центра дополнительного образования. А для этого необходимо создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно и безопасно, потому что дети с различными заболеваниями и патологиями зачастую отличаются повышенной тревожностью, впечатлительностью, они остро реагируют на неудачи, могут перевозбуждаться от радостных или неприятных событий, быстро устают. Именно в таких ситуациях и необходима сенсорная комната, потому что это специально созданная среда, отвечающая всем требованиям эмоционального и физического комфорта. Занятия в комнате способствуют нормализации и гармонизации эмоционального и физического состояния обучающихся, а это в том числе и тьюторанты проекта. Кроме того, на занятиях в комнате осуществляется психомоторное и сенсорное развитие ребёнка с ОВЗ через развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, а это способствует более успешному овладению теми ДОП, на занятиях которых осуществляется тьюторское сопровождение.

    Е. И. Свирко:
    – Занятия в сенсорной комнате проводятся по определённой программе?
    Е. А. Крамнау:
    – Да. Для занятий в комнате составлена специальная дополнительная общеразвивающая программа «Этот фантастический мир». Эта программа рассчитана на обучение и развитие детей с ДЦП, УУО, аутизмом, нарушениями речи, задержкой психического развития и множественными нарушениями развития. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учётом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Программа не рассчитана на детей с нарушениями слуха и зрения.

    Е. И. Свирко:
    – Значит, занятия в комнате проводятся только для тех тьюторантов, кто непосредственно обучается по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Этот фантастический мир»?
    Е. А. Крамнау:
    – Занятия – да. Но если ребёнок в течение дня почувствовал усталость,
    или пришёл в плохом настроении, или произошло какое-то не очень приятное событие, то в сенсорной комнате созданы все условия для того, чтобы помочь ему отдохнуть, успокоиться или, если это необходимо, наоборот, взбодриться. То есть помощь оказывается любому ребёнку с ОВЗ, в том числе и тьюторантам, по запросу.

    Совместная двигательная игровая деятельность
    с нормотипичными детьми сближает, раскрепощает тьюторантов, помогает почувствовать радость
    пребывания в ЦДО.

    Е. И. Свирко:
    – Вы являетесь руководителем творческой группы по внедрению тьюторского сопровождения. Можно сказать, что вы – педагог с тьюторской позицией?
    Е. А. Крамнау:
    – Думаю, да. В течение учебного года вместе с обучающимися с ОВЗ был создан достаточно серьёзный проект – «Панно из пуговиц «Дерево»». Каждая пуговица панно пришита руками детей и педагога. Мы с детьми участвовали в дистанционном конкурсе рисунков и поделок «Особое детство» Консультационного Центра «Лесенка»,
    г. Нижний Новгород, наша работа заняла первое место, и мы получили ценный приз – тренажёр мозжечковой стимуляции «Баламетрикс», на котором дети с удовольствием занимаются. В целом, в современном мире организация образовательного процесса определяется социальным запросом со стороны детей и их родителей,
    поэтому к удовлетворению особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся стремится весь коллектив. На данный момент в Центре осуществляют тьюторское сопровождение обучающихся 10 педагогов дополнительного образования с тьюторской позицией и 4 тьютора.

    Е. И. Свирко:
    – Я правильно понимаю, что тьюторское сопровождение – это необходимое условие успешного развития детей с ОВЗ?
    Е. А. Крамнау:
    – Да. Тьюторское сопровождение позволяет успешно включить ребёнка в образовательный процесс, что обеспечит овладение не только дополнительными общеразвивающими программами, но в том числе и адаптированными программами начального и общего образования. Посещение детьми проекта «Невозможное возможно» способствует развитию коммуникативных и речевых навыков, навыков самообслуживания, навыков адаптивного поведения, что в большой степени помогает решать задачу современного образования – помочь детям с ОВЗ и детям-инвалидам реализовать свои права на полноценное обучение и досуг.

    Мы в социальных сетях: