• Проблемы и пути решения вопроса готовности педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

    26 Янв 2022
     
    15:56
     

    Текст: Наталья Геннадьевна Айрапетова, учитель начальных классов

    Ирина Михайловна Дудкова,
    учитель слуховой работы

    Ирина Игоревна Куценко,
    учитель слуховой работы
    ГОБУ Иркутской области
    «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями
    слуха № 9 г. Иркутска»

    Многие нормативные документы в сфере образования, в т. ч. Федеральный закон «Об образовании в РФ», указывают на необходимость развития инклюзивного образования. Такой вариант образования даёт равный доступ к получению знаний для всех обучающихся, учитывая их особые образовательные потребности и индивидуальные возможности, обеспечивает необходимую коррекцию нарушений и социальную адаптацию.

    Это в теории. Но давайте рассмотрим, какова ситуация на самом деле. Ведь сейчас у родителей есть право выбора образовательной организации для своего ребёнка. После прохождения обследования психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) по разным причинам только небольшая часть детей с ОВЗ поступает в специальные (коррекционные) школы, а большая часть выбирает общеобразовательную организацию по месту жительства, такие школы называют «массовыми».

    В массовых школах зачастую учителя не имеют специальных знаний, опыта и возможностей для работы с «особенными» детьми. Ученики не справляются с образовательной программой, пассивно сидят на последних партах, не принимаются одноклассниками как равные.

    В результате они либо получают «формальное» образование, либо переходят на индивидуальное обучение на дому, а по достижении 18-летнего возраста уходят из школы. Такие варианты обучения приводят детей с ОВЗ к социальной изоляции и не дают им возможности адаптироваться к условиям социальной среды.

    Немало трудностей и у педагогов специальных (коррекционных) школ. В нашей области не хватает специалистов узкого профиля, например, учителей-дефектологов (сурдопедагогов, тифлопедагогов), специальных психологов, тьюторов и пр. Как уже отмечалось, в настоящее время усиливается неоднородность состава учащихся по уровню их познавательного развития. Сейчас практически не встретишь ребёнка только с нарушением слуха или зрения, данные сенсорные нарушения обычно отягощены задержкой психического развития или умственной отсталостью. Педагоги должны быть готовы к этой ситуации, от них требуется владеть большим количеством информации в области медицины, психологии, педагогики, уметь не только владеть ей, но и применять на практике, чтобы обучать и воспитывать каждого ребенка.

    Одной из проблем нашего региона является отсутствие организаций профессионального образования, осуществляющих подготовку сурдопедагогов. Так, на базе педагогического института ГБОУ ВО ИГУ на протяжении многих десятилетий готовят только учителей-дефектологов по профилю «Олигофренопедагогика». Поэтому хотим поделиться опытом, как в нашей школе решается вопрос по подготовке педагогов к обучению детей с нарушениями слуха и сложными дефектами в развитии:
    ❶ Прием на работу по педагогическим должностям преимущественно осуществляется при наличии у соискателя высшего (дефектологического) образования по любому профилю подготовки, например, «Логопедия», «Олигофренопедагогика» и пр.

    ❷ В 2015 году на базе школы совместно с ЧОУ ДПО «Центр повышения квалификации города Красноярска» по программе «Специальное (дефектологическое) образование: сурдопедагогика и сурдопсихология» были проведены двухгодичные курсы профессиональной переподготовки педагогов, благодаря чему на
    сегодняшний день специализацию «сурдопедагог» в нашем учреждении имеет около 60 % педагогического состава. 20 % педагогов в 2018–2021 гг. прошли на базе ГАУ ДПО ИРО профессиональную переподготовку по ДПП ПП «Основы олигофренопедагогики».
    ❸ Административные и педагогические работники систематически проходят курсы повышения квалификации на базе различных организаций дополнительного профессионального образования нашей страны. Также следует отметить, что с 2016 года школа входит в состав РТИК ГАУ ДПО ИРО, обеспечивая работу стажировочной площадки по направлению «Распространение эффективных практик реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ / Разработка и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для разных категорий обучающихся с нарушениями слуха». Стажировки проходят слушатели курсов ГАУ ДПО ИРО, они имеют возможность лично познакомиться с обучающимися с нарушениями слуха, посетить уроки и мастер-классы высококвалифицированных педагогов, задать вопросы различным специалистам.
    ❹ С ноября 2020 года наша школа заключила договор о сотрудничестве с ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», в рамках которого коллеги-сурдопедагоги оказывают научно-методическую, практическую и информационную помощь друг другу. Совместно были проведены следующие мероприятия:
    ■ разработаны и апробированы внутришкольные адаптированные учебно-дидактические материалы,
    ■ проведено методическое совещание по разработке индивидуальных
    учебных планов и рабочих программ;

    ■ состоялся вебинар по актуальным проблемам реализации АООП для обучающихся с нарушениями слуха;
    ■ были изучены факторы и условия, оказывающие влияние на состояние здоровья обучающихся с ОВЗ в отдельных образовательных организациях, осуществляющих обучение по АООП.

    ❺ Благодаря действиям администрации в коллективе нашей школы появляются молодые специалисты – учителя и воспитатели. Вот уже три года для них существует «Школа молодого специалиста», где опытные учителя-наставники, а также педагоги-новаторы проводят лекционные занятия, мастер-классы, открытые уроки. Начинающие сурдопедагоги под руководством наставников разрабатывают учебные программы, ежедневные планы, получают ответы на все интересующие их вопросы. Занятия проходят 1 раз в месяц по утвержденному в начале года учебному плану. Этот проект позволяет существенно повысить профессиональный уровень молодых педагогов, дает им возможность вникнуть в тонкости организации образовательного процесса обучающихся с нарушениями слуха.
    ❻ Организована самообразовательная работа каждого педагога. От современного педагога требуется не только стабильное выполнение профессиональных функций, но и способность перестраивать свою деятельность, адекватно реагируя на изменения, а это невозможно без систематической актуализации и расширения знаний в области как общей, так и специальной педагогики.
    ❼ Также в нашей школе несколько лет успешно работает «Центр развития и коррекции». Кроме занятий с детьми, проводимых по обращению родителей, в центре проводятся бесплатные индивидуальные консультации для педагогов других общеобразовательных организаций Иркутской области как офлайн, так и в онлайн-режиме, а также посредством проведения непосредственного практического обуче ния на базе школы.

    Подводя итоги, можно сказать, что в нашей школе на достаточно высоком уровне решается вопрос подготовки педагогов к обучению детей с нарушениями слуха. Приглашаем в «Центр развития и коррекции» всех, у кого есть вопросы по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха и после кохлеарной имплантации.

    Мы в социальных сетях: