• Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ как ресурс профессионального развития педагога

    28 Янв 2022
     
    9:51
     

    Текст: Наталья Александровна Анучина, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 2» г. Усть-Илимск

    Ежегодно в нашей школе увеличивается количество первоклассников, отстающих в психическом развитии от показателей нормативного возрастного развития. Это проявляется у поступающих в школу детей в возрасте от 6,5 до 8 лет в недостаточной сформированности когнитивных процессов – память, мышление, речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

    Таких обучающихся характеризует низкий уровень работоспособности, быстрая истощаемость при выполнении устных и письменных работ, требующих умственных усилий. Также наблюдаются проблемы и в эмоциональной сфере: недостаточное умение контролировать свои чувства и эмоции и осознанно влиять на них, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, неумение проявлять свои эмоции адекватно ситуации и т. д. Возникает закономерный вопрос: как развить когнитивные процессы таких детей при освоении образовательных программ начального общего образования до показателей возрастной нормы?
    С письменного согласия родителей (законных представителей) при поступлении в МБОУ «СОШ № 2» педагог-психолог проводит обязательную диагностику уровня готовности детей к школьному обучению, в ходе которой получает данные об актуальном уровне сформированности школьно-значимых характеристик психического развития. Эти результаты в дальнейшем представляются на заседании школьного психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) и соотносятся с наблюдениями учителей начальных классов и педагогов-предметников, которые непосредственно наблюдают за процессом освоения детьми ООП НОО, выявляют сложности в процессе школьной, социальной адаптации, отмечают признаки предрасположенности к различным видам девиантного поведения у ребёнка. С семьёй ребёнка, имеющего высокие показатели школьной и (или) социальной дезадаптации, организуется диагностическая, консультационно-просветительская работа специалистов ППк. Так, происходит представ- ление и обсуждение с родителями результатов педагогических наблюдений, проведённых обследований (психологического, логопедического), вырабатываются рекомендации для учащихся и их родителей, в случае необходмости даются рекомендации для прохождения обследования территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ТПМПК) с целью перевода на обучение по соответствующей особым образовательным потребностям обучающегося адаптированной основной общеобразовательной программе (далее – АООП).
    Для детей, прошедших ТПМПК и получивших статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, в МБОУ «СОШ № 2» на каждой параллели открыт специализированный класс. В этих классах (наполняемость – до 12 человек) обучаются дети, получившие рекомендации к обучению по АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития.

    В школе реализуется три вида таких программ: АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), АООП ООО обучающихся с ЗПР. На каждого обучающегося с ЗПР специалистами ППк разрабатывается индивидуальный план сопровождения, куда вносятся сведения о проблемах в обучении (при достижении каких результатов испытывает затруднения, конкретно личностных, метапредметных и предметных, социальных компетенций) и причинах их появления, прописываются сильные стороны учащегося (на что можно опереться при коррекции), направления в работе, конкретные действия участников образовательного процесса и предполагаемый результат. По окончании полугодия описывается фактически достигнутый результат по каждой из обозначенных проблем. В конце учебного года специалисты ППк проводят обсуждение результатов работы по индивидуальному плану сопровождения обучающегося с ЗПР и формулируют рекомендации на новый учебный год для учителей, родителей, самого учащегося.

    Учебными планами АООП НОО и АООП ООО обучающихся с ЗПР предусмотрено проведение групповых и индивидуальных занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Так, для проведения групповых психокоррекционных занятий в рамках реализации «Коррекционно-развивающей области» учебного плана АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) педагогом-психологом МБОУ «СОШ № 2» была создана рабочая программа «Уроки психологического развития», рассчитанная на весь период реализации АООП.

    Основной целью курса коррекционно-развивающих занятий для учащихся с 1-го по 4-й класс является повышение уровня когнитивно-личностного развития и укрепление социально-психологического здоровья каждого ребенка. Содержание программы структурировано по линейно-концентрическому принципу. Усложнение материала позволяет совершенствовать операции мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.). Формирование произвольности, пространственных отношений, внутреннего плана действий, опосредованной памяти осуществляется также по линейному принципу с постепенным освоением содержания, доступного материала в соответствии с формированием определенных психических структур.

    Например, развитие произвольности психических процессов и деятельности осуществляется через выполнение упражнений на формирование умений внимательно слушать и выполнять инструкции, анализировать и копировать образец, планировать свою деятельность, соблюдать правила работы на уроке, правила работы в группе. Развитие пространственных представлений предполагает формирование умений ориентироваться в теле, в пространстве листа и игрового поля, в пространстве различных помещений, на территории школы. Занятия строятся преимущественно на материале дидактических игр «Ярмарка», «Цветной город», изучения рисунков, схем, планов, чертежей, карт. Осуществляется формирование пространственных представлений и соответствующей лексики: право, лево, верх, низ, правый, верхний и т. п., на, над, под, из-за, из-под, в, внутри, вне; столбец, строка, верхний, левый и т. п. Кроме игр используются различные графические упражнения, тренировочные диктанты пространственных действий. Развитие образной памяти и опосредованное запоминание в 1-м классе осуществляется на материале упражнений в запоминании 9-клеточных таблиц с рисунками посредством следующих приемов: «оживление», связь с жизненным опытом (это мне напоминает…), прием «связывание 3 рисунков в строчке одной ситуацией» (одним предложением), а также прием «фотографии», т. е. представление таблицы во внутреннем плане после её упорядоченного рассмотрения и запоминания с помощью предыдущих приемов. Во 2-м классе дети осваивают приемы опосредованного запоминания слов, коротких предложений и текстов с помощью картинок, рисунков и пиктограмм на основе сюжетов бытовых и учебных ситуаций. В 3-м классе используются приемы запоминания с помощью рисунков, пиктограмм, установления логических связей.

    Однако психокоррекционная работа с обучающимися с ЗПР не ограничивается занятиями педагога-психолога, одним из направлений деятельности которого является консультирование всех участников образовательных отношений, повышение уровня их педагогической культуры и психологизации образовательного процесса в целом. Так, педагоги, реализующие АООП НОО обучающихся с ЗПР, в ходе работы с педагогом-психологом овладевают навыками саморегуляции, эффективными методами развития психических процессов обучающихся. Например, во время проведения уроков ими используются упражнения на развитие внимания («Найди недостающие числа», «Пишущая машинка», «Найди буквы», «Сосчитай треугольники» и др.); упражнения мозговой гимнастики («Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и др.); упражнения на саморегуляцию в эмоциональной и двигательной сфере, требующие напряжения и расслабления мышц («Холодно-жарко», «Штанга» и др.), а также упражнения на релаксацию.

    В конце каждого учебного года коллективом школы подводятся итоги командной реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР, отмечается деятельность каждого участника образовательных отношений. Особо следует отметить профессиональное развитие педагогов, реализующих АООП, в т. ч. расширение их профессиональных интересов и знаний, прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам, участие в научно-практических конференциях регионального и федерального уровней. Можно сделать вывод, что реализация адаптированных основных общеобразовательных программ – это не только фактор сплочения коллектива школы, но и ресурс профессионального развития педагогов.

    Мы в социальных сетях: