• К вопросу об изучении готовности педагогов, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), к использованию электронных образовательных ресурсов

    26 Янв 2022
     
    15:32
     

    Текст: Ольга Викторовна Кучергина,
    заведующий кафедрой инклюзивного образования
    ГАУ ДПО ИРО, кандидат педагогических наук

    Согласно национальному стандарту Российской Федерации (ГОСТ Р 52653-2006), ЭОР является средством обучения, разработанным и реализуемым с помощью информационно-коммуникационных технологий [3].

    Внедрение ЭОР в образовательный процесс предлагает новые возможности для всех участников образовательных отношений, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Как показывают статистические данные, среди обучающихся с ОВЗ самую большую группу составляют обучающиеся с умственной отсталостью. Данные статистических отчетов формы ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» указывают на ежегодное увеличение в общеобразовательных организациях числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ). В 2017–2018 учебном году в общеобразовательных организациях Иркутской области находилось 17 568 обучающихся с ОВЗ (5,6 % от общего количества школьников), в 2018–2019 учебном году – 19 266 обучающихся с ОВЗ (6 % от общего количества), в 2019–2020 учебном году – 20 878 обучающихся с ОВЗ (6,4 % от общего количества), в 2020–2021 учебном году – 22 223 обучающихся с ОВЗ (6,6 % от общего количества).

    Среди обучающихся с ОВЗ большинство (свыше 60 %) составляют обучающиеся с умственной отсталостью. По данным статистических отчётов формы ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования», в 2017–2018 учебном году в общеобразовательных организациях Иркутской области находилось 11 608 обучающихся с умственной отсталостью (66 % от общего количества обучающихся с ОВЗ), в 2018–2019 учебном году – 12 424 обучающихся с умственной отсталостью (65% от общего количества обучающихся с ОВЗ), в 2019–2020 учебном году – 13 040 обучающихся с ОВЗ (63 % от общего количества обучающихся с ОВЗ), в 2020–2021 учебном году – 13 230 обучающихся с ОВЗ (60 % от общего количества обучающихся с ОВЗ).

    Многочисленными исследованиями (Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Г. М. Дульнева, Г. Е. Сухаревой, М. С. Певзнера, В. И. Лубовского и др.) доказано, что учащиеся с нарушением интеллекта испытывают трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, русский язык, чтение, профильный труд) из-за особенностей развития высших психических функций, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы.

    Для обучающихся с умственной отсталостью характерно недоразвитие познавательных процессов, как отмечает Н. Г. Морозова, «они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании» [9]. Например, обучающиеся данной группы «выхватывают» отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Их восприятие необходимо координировать [6]. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

    Слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения характеризуется память. Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей её слабости [8]. Мыслительные операции у детей с нарушением интеллекта недостаточно сформированы и своеобразны. Выделяя в предметах или в тексте отдельные части, они не могут установить между ними связь, затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, не умея выделить главного в предметах и явлениях.

    Мышление умственно отсталых детей отличается невозможностью оценить и заметить свои ошибки, сниженной активностью мыслительных процессов. Обычно они выполняют работу, не понимая цели, не выслушав инструкции, не имея четкого плана действий и не обладая при этом самоконтролем.

    Слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения характеризуется память. Лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; наблюдается большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала. Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей её слабости [8]. В. И. Лубовский отмечал, что у детей с умственной отсталостью наблюдаются нарушение осознанности чтения, снижена потребность в речевом общении, страдают все стороны речи: фонетическая, звукопроизносительная, лексическая, грамматическая, связная речь. Как следствие, нарушение речи носит системный характер и распространяется на все функции – коммуникативную, регулирующую и познавательную [7].

    В своих исследованиях И. Л. Баскакова, Е. А. Калмыкова, Л. А. Метиева, У. В. Ульенкова отмечали, что у детей с нарушением интеллекта по сравнению со здоровыми сверстниками значительно выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность продолжительно сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

    Вопросы познавательной пассивности изучались О. В. Боровик [2]. Отмечалось, что несформированность произвольной деятельности и самоконтроля наблюдается у всех обучающихся с умственной отсталостью. Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский и пр. отмечали, что умственно отсталые школьники не всегда могут подчинить единичные действия стоящей перед ними задаче. Обучающиеся не в состоянии осмыслить задание полностью, они не учитывают условия и требования, содержащиеся в инструкции, когда начинают действовать. Умственно отсталые обучающиеся начинают выполнять задание без должной предварительной ориентировки в нём, без его анализа, активной мыслительной работы над планом и выбором средств, способствующих достижению намеченной цели. Способы и характер действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями специфичны [4].

    Особенности эмоционально-волевой сферы характеризуются неустойчивостью эмоций, поверхностными и неглубокими переживаниями, стереотипностью реакций, слабостью собственных намерений и побуждений. Умственно отсталые обучающиеся предпочитают в работе лёгкий путь, не требующий волевых усилий. Имея особые образовательные потребности, ребёнок с легкой умственной отсталостью нуждается в создании специальных условий, главным из которых является обучение по соответствующей адаптированной основной общеобразовательной программе (далее – АООП). При правильно организованном коррекционно-педагогическом воздействии в рамках реализации АООП отмечается положительная динамика в психофизическом развитии данной группы обучающихся.

    Эффективным средством обучения могут стать ЭОР, поскольку они обладают возможностями стимулирования познавательной деятельности, могут оказывать влияние на мотивацию и качество восприятия материала. ЭОР очень разнообразны. На сегодняшний день их можно подразделить на информационные источники (звук, изображение, видеоматериалы) и информационные инструменты (программный продукт, позволяющий работать с информационным источником, создавая и меняя его).

    В связи с многообразием ЭОР, необходимостью их отбора при реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в табл. 1 представлена классификация ЭОР, которая, на наш взгляд, позволяет дополнить традиционные методы обучения и сделать их более эффективными в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

    Таблица № 1

    В последнее десятилетие стали проводиться исследования и обсуждаться проблемы совершенствования современных средств обучения при реализации адаптированных образовательных программ (Т. К. Королевская, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина, Н. В. Муровецкая, Н. В. Шаманова и др.) посредством использования ЭОР. В нашей стране ведется поиск подходов к проектированию и использованию электронных образовательных ресурсов для обучающихся с умственной отсталостью, но пока доля таких исследований невелика.

    К сожалению, на сегодняшний день в Иркутской области ЭОР не нашли широкого применения в образовательном процессе школьников с интеллектуальными нарушениями. А ведь известно, что их использование предполагает одновременное применение различных форм представления информации, целенаправленное воздействие на слуховой и зрительный анализаторы, способствует развитию всех психических процессов. ЭОР могут использоваться педагогом в любой совместной организованной деятельности.

    В начале урока это позволит актуализировать имеющиеся знания и представления. Для сопровождения объяснений педагоги часто применяют схемы, презентации, рисунки и пр. Электронные учебники и гипертексты используются в качестве информационно-обучающих пособий. Тесты в режиме онлайн удобно применять для контроля качества усвоения материала.

    Наряду с положительным воздействием ЭОР важно отметить, что полный переход на цифровое образование нецелесообразен. Обучающиеся с умственной отсталостью не обладают самостоятельностью в познавательной деятельности в силу структуры своего дефекта. О. И. Кукушкина отмечает, что цифровые технологии позволяют «достраивать» условия обучения, которые необходимы для развития ребенка с интеллектуальными нарушениями и не могут быть реализованы только традиционным способом [5]. Поэтому смешанный тип применения традиционных и цифровых технологий – это перспективное направление образования детей с умственной отсталостью [9]. Педагогам, реализующим АООП, необходимо использовать грамотно подобранные ЭОР для более эффективного обучения детей с интеллектуальными нарушениями, с учётом особенностей их развития.


    Внедрение
    ЭОР в образовательный процесс предлагает новые
    возможности для всех участников образовательных отношений, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

    Мы в социальных сетях: