• Мастерство педагога, или Что должен знать педагог о проведении классного часа

    26 Янв 2022
     
    10:27
     

    Текст: Светлана Викторовна Ильина,
    учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ № 32

    Классный час – важная форма воспитательной работы. Это время для общения классного руководителя с ребятами. Благодаря проведению классных часов обучающиеся под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, которая способствует формированию у них отношения к окружающему миру.
    Он расширяет круг знаний школьников, формирует у них систему ценностей, помогает перевести теоретические знания в практические, укрепляет отношения в коллективе.
    К сожалению, традиционные подходы к организации классного часа дают мало простора для деятельности самих обучающихся: часто план классного часа разрабатывает учитель, он же регламентирует любую деятельность, в том числе совместную. Поэтому могу сказать, что традиционный подход к проведению классного часа универсален, но, увы, малорезультативен: школьники нередко «отключаются» от транслируемого материала или воспринимают его формально.
    А хочется, чтобы любой классный час приносил свои плоды.
    На классном часе желательно избегать разговоров о посещаемости, поведении на уроках, результатах учебы. Естественно, на некоторых классных часах разговор будет идти именно об этом, но в целом школьники должны ждать тематический классный час, участвовать в важной и серьезной работе по его подготовке.
    Современное образование предполагает применение личностно ориентированных технологий, в том числе и для проведения классных часов, когда акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, создании ситуации выбора и успеха.

    На классных часах мы рассматриваем морально-этические проблемы. На них формируется отношение к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе. Стоит задуматься, будет ли простая беседа более результативной, чем, например, мастерская ценностных ориентаций. Эту технологию я использую в своей работе часто: на уроках, классных часах, родительских собраниях.

    Она замечательна тем, что всегда приносит результаты, помогает в сплочении коллектива, как ученического, так и родительского, позволяет через совместно и индивидуально прожитое и прочувствованное сформировать систему ценностей, достойную современного мира. Проблемы науки и познания, профессионального выбора, восприятия искусства, вопросы государства и права, здорового образа жизни – любые проблемы культуры, самоопределения ярче будут раскрыты посредством деловых игр, диспутов. Простая трансляция всегда хуже, чем то, что пропущено через себя или хотя бы проиграно. При разговоре о психологических проблемах индивидуально пережитое, обсужденное в группах знание всегда привлекательнее просмотренного и прочитанного. Проблемы экологии идеально решаются, а школьные праздники организовываются при помощи технологии коллективного творческого дела. Ведь сходить в театр, обсудить спектакль, а для этого прочитать книги о театре, познакомиться с литературной основой спектакля всегда лучше, чем просто рассказать о театре.

    Этому надо учить педагогов – учить методикам проведения классных часов и внеклассных мероприятий, методикам проведения родительских собраний. И учить интересно, играя с ними и формируя собственный опыт проведения.

    Традиционные методы (лекция, рассказ, сообщение самого классного руководителя, беседа, обсуждение, анкетирование и анализ, размышления над проблемами и др.), безусловно, могут применяться. Но без активных методов – диспута, дискуссии, встречи с интересным человеком, сообщений самих ребят по определенной теме или проблеме, бесед за круглым столом, игр, мастерских ценностных ориентаций – невозможно провести яркий, запоминающийся и в то же время полезный классный час.
    Интерактивные методы – деловая, ролевая игра, театрализация событий, проекты – являются наиболее эффективными и интересными для обучающихся. В целом, выбор методов проведения зависит от особенностей класса, изучаемых одновременно школьных тем, интересов педагога и многого другого, но знать, что и как делать, педагог должен – его надо научить.

    Мы в социальных сетях: