Текст: Галина Александровна Стародубцева,
заведующий кафедрой педагогики и психологии
ГАУ ДПО ИРО, кандидат психологических наук
Людмила Борисовна Козьмина,
доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО, кандидат психологических наук
Сегодня предпосылками для открытия классов психолого педагогической направленности являются кадровый дефицит и снижение социальной привлекательности педагогических профессий.
Согласно данным администрации Иркутской области, опубликованным в мае текущего года, в Иркутске 74 школы, где обучаются более 85 тыс. детей и работают 4116 педагогов. В среднем на одного учителя приходится около 34 уроков в неделю, или 1,85 ставки. По России этот же показатель равен 1,34 ставки на одного учителя. Чтобы обеспечить кадрами только Иркутск и довести показатель до среднего по стране уровня, необходимо около 1,5 тыс. педагогов, а чтобы обеспечить одну ставку на одного учителя, нужно более 3 тыс. педагогов. Больше всего не хватает учителей начальных классов, истории и обществознания, информатики и математики. В среднем педагоги по этим предметам работают на 2,1 и более ставки. Кроме того, этот дефицит кадров был подсчитан без учёта новых школ, которые планируется ввести в эксплуатацию в этом и следующем годах. Проблемой является также старение кадров – средний возраст учителя сегодня составляет 49 лет [3]. В системе непрерывного педагогического образования также важна целенаправленная работа со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору педагогических профессий.
В марте текущего года во все общеобразовательные организации РФ было направлено письмо Минпросмендаций» (от 30.03.2021 №ВБ-511/08), в котором были представлены основные рекомендации по открытию классов психолого-педагогической направленности в рамках различных профилей.
Согласно учебно-методическому пособию ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования», под профильным психолого-педагогическим классом (далее – ППК) понимается «объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются: избирательный принцип комплектования состава учащихся; профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности; обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий; наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами» [1].
Таким образом, сегодня перед системой образования стоит глобальная задача найти детей, имеющих интерес к педагогической деятельности, и объединить их на базе психолого-педагогических классов. Более того, требуется не просто найти таких обучающихся, но и выявить среди них педагогически одаренных школьников и интегрировать их в профессиональное психолого-педагогическое сообщество.
Сегодня в тезаурус современной науки даже вводится новое понятие – «педагогическая одарённость». Педагогическую одарённость предлагается понимать как «один из видов социальной одаренности, психологическая предпосылка развития педагогических способностей и потенциальная возможность достижения успеха в педагогической деятельности; включает универсальные компоненты (креативность, активность, высокий уровень развития познавательных процессов) и специальные компоненты (педагогические, коммуникативные и организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпатию, интерес к педагогической деятельности)» [1].
Предлагаются и модели организации психолого-педагогических классов. Так, например, модель внутришкольной профилизации подходит для школ крупных городов, где реализуются базовые и профильные общеобразовательные предметы, а также факультативные и элективные курсы, реализуемые силами педагогов данной организации и с опорой на собственную материально-техническую базу. При этом ОО может активно сотрудничать с педагогическими колледжами, вузами в рамках профориентационной работы и опираться на принцип вариативности и учёта ресурсов своего образовательного учреждения.
Модель сетевого взаимодействия предполагает сотрудничество нескольких общеобразовательных организаций, транспортно-территориально доступных для обучающихся (кластерный принцип). В каждой из ОО реализуются базовые общеобразовательные дисциплины, а профильные дисциплины, элективные курсы реализуются на базе одной из них, где есть соответствующие кадровые, методические, технические ресурсы. Эта модель позволяет более экономно использовать ресурсы ОО, укомплектовывать класс психолого-педагогической направленности учащимися из разных школ и может быть успешно реализована в небольших городах или городских округах. Данная модель также может быть расширена через привлечение специалистов профильных колледжей и вузов.
Модель ресурсного центра предполагает ситуацию, когда наиболее крупная и сильная образовательная организация берет на себя подготовку обучающихся по профильным предметам, используя в том числе принцип индивидуализации процесса обучения с учётом профессиональных интересов и запросов школьников, разрабатывая соответствующие программы и материалы для занятий и аттестации. Деятельность такого центра может осуществляться на основе договора о дополнительном образовании, и проводить занятия в нем могут как очном, так и в дистанционном формате, с возможностью выбора предметов для углублённой подготовки и прохождения педагогической практики у социальных партнёров.
Таким образом старшеклассники могут быть объединены в одном классе для изучения одинаковых учебных предметов на повышенном уровне; объединены в одном классе для изучения разных учебных предметов на повышенном уровне (индивидуализированное обучение); объединены в одном классе для изучения базовых учебных предметов и посещать другую образовательную организацию для изучения профильных предметов на повышенном уровне. Причём при составлении программ изучения профильных предметов приоритетом является практикоориентированность обучения. Поэтому возникает также необходимость повышения квалификации учителей для преподавания в психолого-педагогических классах, оказание помощи ОО при разработке нормативной и методической документации.
На наш взгляд, в век информационных технологий и постоянных социально-экономических вызовов современному миру требуется как можно больше специалистов, обладающих качеством человекоцентрированности. Поэтому классы психолого-педагогической направленности могут стать универсальным местом для предпрофильного образования, так как в рамках таких классов выпускники могут получить следующие необходимые для жизни компетенции: понимать себя и других, иметь научное мировоззрение, развить навыки конструктивного общения, способности работать в команде и управлять своими эмоциями.
Предполагается, что педагог всегда опирается в своей деятельности на принципы человеколюбия и гуманизма, а реализация деятельности психолого-педагогических классов в школе будет этому только способствовать. Психолого-педагогические классы, вне всякого сомнения, будут способствовать и повышению престижа деятельности педагога, и формированию позитивного имиджа педагогической профессии.
В Иркутской области в текущем 2020–2021 учебном году уже организовано 6 классов психолого-педагогической направленности в 5 муниципальных образованиях (Бодайбинский район, города Братск и Усолье-Сибирское, Усть-Кутский и Шелеховский районы). В таких классах обучалось 137 человек (10 класс – 97 человек, 11 класс – 40 человек).
В 2021–2022 учебном году в 12 муниципальных образованиях Иркутской области будет открыто ещё 23 класса педагогической направленности (Ангарский городской округ, Бодайбинский район, города Зима и Иркутск, Иркутский, Нукутский, Тайшетский, Усольский, Усть-Илимский районы, г. Черемхово, Черемховский и Шелеховский районы) с общей численностью обучающихся 414 человек (8-9 класс – 66 человек, 10 класс – 327 человек, 11 класс – 21 человек). И это только начало.
«Институт развития образования Иркутской области» в свою очередь для обеспечения формирования и сохранения единого информационно-смыслового пространства, эффективности достижения целей и результатов деятельности региона по открытию классов психолого-педагогической направленности в общеобразовательных организациях реализует региональный проект «Методическое сопровождение деятельности общеобразовательных организаций по открытию классов психолого-педагогической направленности» и приглашает всех желающих принять в нём участие.
Список литературы
- Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.
- Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
- https://snews.ru/news/irkutsku-ne-hvataet-otpolutora-do-treh-tysyach-pedagogov «Иркутску не хватает от полутора до трёх тысяч педагогов» / 27 мая 2021 г. Дата обращения: 20.06.2021.