Текст: Мария Олеговна Тихомирова, заместитель руководителя центра непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников
ГАУ ДПО ИРО
В настоящее время в Российской Федерации функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, которая определяет основной вектор и путь развития педагогических работников и управленческих кадров. Среди субъектов системы особое место занимают профессиональные сообщества и ассоциации, выполняя следующие функции:
■ реализация моделей «горизонтального обучения», организационно-методическое сопровождение практик повышения профессионального мастерства педагогических кадров в рамках деятельности профессиональных (педагогических) сообществ;
■ осуществление методической поддержки педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
■ создание среды для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию;
■ стимулирование и сопровождение участия педагогических работников в работе общественно-профессиональных объединений, в разных форматах «горизонтального обучения», обобщении и презентации своего опыта [1].
Так, в Иркутской области с 2021 года функционирует региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников, в которой понятие «профессиональное (педагогическое) сообщество» обозначено как группа педагогических работников, объединенная общими ценностями, профессиональными ориентирами, определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующая профессиональную среду на уровне организации, муниципалитета, региона, страны [1]. В регионе данную функцию выполняет Профессиональное педагогическое объединение Иркутской области (далее – ППО), сопровождаемое центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО ИРО.
Образовательная среда ППО отличается открытостью, вариативностью, избыточностью, реагирует на внешние изменения как системы образования, так и педагогической общественности региона. ППО состоит из 17 сетевых предметных сообществ, которые работают по индивидуальным планам на год, формируемым как из запросов и потребностей членов сообщества, так и из вызовов образовательной политики в целом. Открытость среды обеспечена возможностью внести изменения в план мероприятий, основные направления деятельности сетевого сообщества каждым участником ППО как посредством личного обращения к председателю сообщества, так и через веб-страницу на платформе «Образование для жизни». Избыточность и вариативность среды обеспечивают разнообразные форматы и тематические линии мероприятий/событий, инициированных участниками сообществ, среди которых сетевые проекты, конкурсы для педагогов, обучающихся, методические студии, конференции, стенд-сессии, бренч-ярмарки, питчи и др.
Развитие профессиональных компетенций педагогических работников внутри сетевых предметных сообществ осуществляется поэтапно.
- Сбор и анализ образовательных потребностей/запросов (анкетирование, личное обращение к председателю сетевого со общества или тьюторам центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее – ЦНППМ) для определения ресурсного поля реализации запросов;
Так, по итогам анкетирования, проведенного среди членов сетевых предметных сообществ, были определены форматы и тематические линии событий. Среди вопросов и популярных ответов были следующие:
Вопрос 1. Какие содержательные темы в области образования вам интересны?
Популярные ответы респондентов: концепции преподавания учебных предметов, обновленный ФГОС, эффективные образовательные технологии, инструменты оценки качества образования, вопросы методики преподавания предметов, работа с детьми с особенностями в развитии.
Вопрос 2. Какие формы, форматы работ в сообществе для вас более привлекательны?
Популярные ответы респондентов: семинар, дискуссия, стенд-сессия, воркшоп, экспертная лаборатория, педагогическая студия.
Вопрос 3. Чем вам интересно членство в сетевом сообществе?
Популярные ответы респондентов: профессиональный рост, открытое личное и профессиональное общение, самореализация, трансляция опыта, открытое ресурсное поле.
Вопрос 4. Какие трудности вы испытываете в условиях деятельности сетевого сообщества?
Популярные ответы респондентов: не располагаю достаточным временем, боязнь выглядеть в сообществе некомпетентным при инициировании мероприятий, низкая скорость интернета при общении онлайн и др.
- Создание ресурсного поля реализации потребностей/запросов членов сообщества, включающего интерактивные, сетевые образовательные проекты, образовательные события, мероприятия федерального, межрегионального и регионального уровней, инициированные как членами сообществ, так и партнерами в области развития образования.
Так, в 2021 году сетевым предметным сообществом «Современные технологии преподавания» была разработан и проведен web-квест
«Байкальская палитра» с целью создания условий для развития навыков проектной деятельности средствами содержания образования по байкаловедению (место проведения квеста: https://sites.google.com/view/baikalquest/).
В процессе работы педагоги, учащиеся и родители (законные представители) имели возможность научиться работать с различными web-сервисами, получили опыт работы в команде в условиях дистанционного образования, приняли участие в творческой и интеллектуальной деятельности.
- Разработка и оформление образовательной активности – создание творческих и экспертных групп по разработке концепции/сценарного плана/положения образовательной активности, сопровождаемая тьюторами ЦНППМ. Тьюторское сопровождение членов сообщества на стадии оформления образовательной инициативы/идеи является наиболее ресурсной деятельностью по развитию их профессиональных компетенций в условиях профессиональной пробы по организационно-нормативному оформлению.
- Активность/профессиональная проба. Реализация спланированного события проходит как для членов сообщества, так и для всей педагогической общественности (согласно профессиональным интересам). Трансляция и интеракция эффективного опыта проходит между членами сообществ с привлечением профессорско-преподавательского, тьюторского и экспертного состава ГАУ ДПО ИРО и др. организаций (по запросу).
- Рефлексия. После завершения образовательной активности председатели сообществ и тьюторы ЦНППМ проводят рефлексию среди участников (относительно реализации индивидуальных потребностей/запросов) и организаторов (относительно реализации замысла и достижения результатов образовательной активности).
Основные вопросы рефлексии для участников сообщества:
■ оправдались ли мои ожидания относительно участия в образовательном событии?
■ мой первичный запрос реализован? Изменился? Если не реализован, то по какой причине?
Организаторы образовательного события анализируют ответы на вопросы:
■ цели и задачи мероприятия реализованы? Получены ли планируемые результаты?
■ что получилось хорошо? Что получилось не так, как планировали? Почему?
■ всех ли ресурсов было достаточно для реализации запланированного результата?
■ какие дальнейшие шаги по улучшению
качества проведения образовательного меро-
приятия мы планируем сделать?
- Практическое действие (перенос в реальную образовательную практику).
В ходе участия в образовательной активности педагогические работники получают знания, компетенции, опыт, который необходимо перенести в условия реальной образовательной практики для полноценного усвоения. Сопровождение переноса полученных знаний и компетенций в область решения профессиональных задач обеспечивают тьюторы ЦНППМ. На
данном этапе идет разработка эффективных механизмов и инструментов тьюторского сопровождения педагогических работников в условиях переноса полученных компетенций в
профессиональную практику.
Общая оценка эффективности деятельности участников сетевых сообществ осуществляется с помощью разработанной системы KPI, определяющей степень инициативности, активности, мотивации как на собственное профессиональное развитие, так и на развитие сообщества в целом, ресурсность, учитывая разные статусы участников («новичок», «деятель», «эксперт»). Данная система позволяет членам сетевых сообществ увидеть свои «точки роста», возможности и определить ресурсное поле для повышения профессионального мастерства в открытой среде ППО. О возможностях участия в активностях сетевых предметных сообществ Иркутской области можно узнать на официальном сайте ГАУ ДПО ИРО https://iro38.ru.
Список литературы
- «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» [Электронный ресурс]: распоряжение Министерства просвещения от 06.08.2020 г. № P-76 (дата обращения: 10.12.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».