• «Ребёнку важно попробовать себя в профессии»: роль дополнительного образования в профориентации учащихся

    20 Окт 2021
     
    11:46
     

    Текст: Ольга Олеговна Майкова,
    педагог дополнительного образования
    МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества»

    Что может определить выбор профессии в столь раннем возрасте? Несомненно, сильное влияние оказывает семья. Средства массовой информации, окружение в целом, общество также играют важную роль. В условиях рыночной экономики привлекательность профессии во многом определяется размером заработной платы. Тем временем такие социально значимые сферы, как образование, медицина, наука и т. д., испытывают острую нехватку квалифицированных кадров. Но ведь у каждого человека есть внутренние потребности и задачи, которые ему нужно вовремя распознать и, чтобы реализовать их, пойти своей дорогой, а не той, которая навязана извне. И что в итоге получает общество? Всплеск таких не существовавших ранее официально заболеваний, как депрессия, хроническая усталость, что ведёт в первую очередь к ухудшению здоровья, сокращению качества и продолжительности жизни.

    Почему многие учащиеся не могут определиться с будущей профессией, не понимают и не чувствуют своего предназначения в этой сфере? Потому что у них нет возможности «окунуться» в разные профессии, попробовать себя. Они просто не понимают, интересно им это или нет.

    К сожалению, общеобразовательная школа не дает такой возможности. Более того, по мере обучения в школе у большинства детей пропадает интерес к учёбе. Конечно, учителя вынуждены работать в рамках существующих стандартов и программ. А у педагогов дополнительного образования больше свободы, у них есть возможность создавать свои программы. Поэтому помощь в профориентации должно оказывать дополнительное образование. Однако большая часть дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования, имеет досугово-развлекательный характер.

    Какой я как человек, совмещающий собственную научно-исследовательскую деятельность с педагогической в дополнительном
    образовании, вижу выход? Ученикам нужно на практике показывать, как и что происходит в той или иной профессии. Никто не сделает этого лучше, чем человек, который сам работает в этой сфере деятельности. Например, если ребёнку интересна медицина или ветеринария, нужно чтобы у него была возможность пройти какой-то практикум, где будут преподавать специалисты, работающие в настоящий момент или имеющие большой практический опыт в этой области. Этого можно достичь путём сотрудничества учреждений дополнительного образования с различными организациями. И я на примере своих учеников вижу успешность такого сотрудничества.
    Мои ученики имеют возможность, обучаясь по дополнительной общеразвивающей программе в учреждении дополнительного образования, проводить собственные исследования в различных областях биологии (экологии, генетики, микробиологии, зоологии) на
    базе научно-исследовательского института. Я по своему опыту могу сказать, что наиболее эффективная форма взаимодействия педагога и обучающегося в таком случае – это наставничество, когда каждый обучающийся имеет возможность заняться научной деятельностью по индивидуально подобранной для него теме. Зачастую, когда обучающийся приходит ко мне, он еще не знает, чего хочет, ему просто интересно.

    Моя задача как педагога – объяснить ему перспективы в науке, тем более, что сейчас существует много возможностей для развития: различные программы, в том числе и по обмену с разными странами, премии, гранты. Очень важно, чтобы ребенок видел себя в будущем, понял перспективы предполагаемой будущей профессии, её плюсы и минусы. Необходимо, чтобы он «поиграл» в эту профессию, а после этого уже сделал свой осознанный выбор. Для наиболее эффективной профориентации учеников необходимо выстраивать систему взаимодействия школ, учреждений дополнительного образования и потенциальных работодателей. Школа в этом случае будет выполнять задачу первичного выявления потребностей каждого ученика в той или иной сфере деятельности, направлять обучающихся в определённые организации дополнительного образования, а уже последние в свою очередь будут обеспечивать взаимодействие ребенка с бюджетными или коммерческими организациями различных сфер профессиональной деятельности, заинтересованными в притоке квалифицированных кадров.

    Мы в социальных сетях: