Текст: Евгения Ивановна Гомзякова,
учитель начальных классов,
МБОУ г. Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 19
Наш мир развивается неоднородно. Дополнительное образование, новые предметы в школах, инновационные технологии в обучении детей открывают сегодня огромное пространство для всестороннего развития ребёнка.
Тем не менее возникают ситуации, о которых можно сказать словами Рэя Брэдбери: «У людей теперь нет времени друг для друга», и с каждым годом эта цитата всё полнее описывает современные реалии. XXI век часто сравнивают с гонкой – ритм жизни человека кардинально изменился в сторону постоянной спешки, напряжения, занятости. Влияние этой гонки отмечают даже врачи: участились случаи нервно-соматических заболеваний, тревожных расстройств, панических атак. Мир, а вместе с ним и мы перегружены информацией, ежедневное количество которой требует постоянного напряжения душевных и физических сил, чтобы успеть за бешено мчащейся жизнью. Если это замечают взрослые, каково же детям, которые в этом мире растут и развиваются?
Раньше дополнительное образование было скорее изыском, а не бытом: чаще всё сводилось к спортивным секциям на базе школы или дополнительным занятиям с учителями, которые подтягивали ребёнка по какому-либо предмету. Сегодня «школы» дополнительного образования вошли в абсолютную норму, и подавляющее большинство детей имеет ряд внеурочных занятий, которые сопровождают их с первых месяцев и вплоть до окончания школы, а иногда и во взрослой жизни.
Это и иностранные языки, и ментальная арифметика, и скрипка, и художественная школа, и бассейн, и робототехника. Ребёнок занят большую часть дня, и выглядит не менее плотно, чем родительское.
Влияние современного ритма жизни на детей
Конечно, я как педагог не буду отрицать, что это имеет ряд положительных сторон. Помимо всестороннего развития современный ребёнок получает возможность попробовать себя в различных отраслях, тем самым приобретая разнообразные навыки. Кроме того, сложно отрицать тот факт, что занятость ребёнка и его вовлечённость в процесс хороши хотя бы в том плане, что не остаётся времени на занятия, которые могут навредить, – умалять опасность «не тех» компаний, игр и увлечений не стоит.
Однако не зря пословица «Всё хорошо в меру» так прижилась в русском языке. Многие педагоги отмечают у современных детей проблемы с эмоциональным интеллектом, эмпатией, уверенностью в себе, с банальным общением. Сейчас особенно актуальны не столько проблемы с обучением, сколько логопедические нарушения, детские тревожные расстройства. На первый взгляд, это не вяжется с современным ритмом жизни, но на самом деле эти явления связаны практически напрямую.
Современный человек перманентно занят. Мы постоянно куда-то спешим, наши ежедневники всегда наполнены длинным списком дел: работа, дом, дополнительное образование – всё нужно уместить в одни сутки. Мы мало общаемся друг с другом: обычно это запланированные встречи в выходные или рваные переписки в мессенджерах, во время прогулок мы скорее думаем о том, что приготовить на ужин, а не о погоде или красивом окружении. И эту модель жизни мы невольно переносим на наших детей, совсем забывая, что одной из главных составляющих здорового развития детской личности является простое, непринуждённое общение.
Разумеется, ни один родитель не желает навредить своему ребёнку, а большое количество кружков и дополнительных курсов – это забота о будущем ребёнка, попытка сделать его жизнь более полной и интересной, но иногда очень просто перестараться. Большое количество внеурочных занятий: целый день проходит в изучении чего-то нового на тренировках, репетициях… Как тут найти время на обыкновенную прогулку на детской площадке, которая была неотъемлемой частью нашего детства?
Некогда просто поиграть со сверстниками в классики, устроить догонялки, поссориться и помириться… Любому родителю не захочется, чтобы его ребёнок испытывал отрицательные эмоции в любом их проявлении. Но, как бы полезна ни была забота о благополучии ребёнка, ссадины, ушибы, ссоры – это незаменимый опыт, который необходим.
Культура семейного общения
в современном мире
Вторая, ничуть не менее важная составляющая гармоничного развития ребёнка – разговоры с родителями. Общение внутри семьи имеет колоссальное влияние на психику детей, на их самооценку, мировоззрение и чувство безопасности в мире. Для ребенка мир – это абсолютно незнакомое, чуждое место; эмоции кажутся ему непонятными и странными, абстрактные понятия человеческих ценностей – размытыми. И потому так важны родители, готовые объяснить, что такое злость, помочь научиться справляться со страхом, да и в целом просто быть рядом на непростом пути взрос-
ления.
Сегодня культура семейного общения совсем не развита. Отчасти это связано с занятостью родителей: работают в семье обычно оба и времени совсем не хватает. Нередко родители стремятся компенсировать это материальными благами, забывая, что для ребёнка это является всего лишь суррогатом счастья. Мы, люди современного общества материалистов, забываем, что настоящее удовлетворение от жизни кроется не в последней модели телефона, а в тёплых, искренних отношениях, в общении, в обсуждении проблем и беспокойств. И если это так важно для взрослого, как можно оспаривать значимость этого для ребёнка?
Мы невольно стремимся идеализировать детство, дать всё самое лучшее, дорогое, профессиональное, превратить ребёнка в этакую картинку: разносторонне развивающийся, занимающийся и спортом, и музыкой, всегда занятой. И это происходит исключительно из любви к ребёнку, из желания сделать его жизнь максимально приятной. Но действительно ли счастливое детство заключается
только в этом?
Ведь детство и в игре с лужами, и в первых синяках, и в мелких первых ссорах с друзьями, и в порванной юбке, и в первой обиде… Вовсе не обязательно стараться сделать из своего ребёнка идеальную картинку – идеала достичь невозможно. А в постоянной гонке за ним очень легко упустить самые тёплые моменты взросления ребёнка.
Разумеется, я ни в коем случае не хочу сказать, что внеурочная деятельность несёт что-то плохое. Как я уже говорила, напротив, она помогает ребёнку развиваться. Однако действительно важно не забывать о том, что постоянная гонка за идеалом лишит самого главного – удовольствия от прохождения пути и со стороны родителей, и со стороны педагогов. Поэтому так важно иногда остановиться, выдохнуть и понять, что настоящая жизнь не где-то там, в идеальном «потом», а в реальном, шероховатом «здесь и сейчас».
Список литературы
- Баранов А. А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М.: АСТ; Ижевск: Удмуртский университет, 2002. С. 12–62.
- Карпов А. В., Петровская А. С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2008. 344 с.
- Михайлова Я. И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6–7 лет: дис. …канд. психол. наук: 19.00.13. СПб, 2001. 242 с.