Текст: Ольга Викторовна Кучергина,
канд. пед. наук, заведующая кафедрой инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО
По данным статистики¹, в школах Иркутской области ежегодно увеличивается количество обучающихся с ОВЗ, и прежде всего это учащиеся, имеющие разные формы умственной отсталости². Именно об этой группе обучающихся пойдет речь в статье. Благодаря планомерной работе органов управления образованием по обеспечению доступности школьного обучения в последние годы в регионе отсутствует такая группа детей, как «необучаемые». На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, ресурсов, имеющихся в населённом пункте, где проживает ребёнок с умственной отсталостью, выбора родителей (законных представителей) его образование может быть организовано как в муниципальной общеобразовательной организации, так и в специальной (коррекционной) школе.³
Специфика дошкольного образования учащихся с умственной отсталостью в Иркутской области
Следует отметить, что школьное образование учащихся с умственной отсталостью на протяжении всей своей истории, а применительно к
Иркутской области это около ста лет, имело свою специфику. В процессе освоения специальных учебных программ формировались жизненные компетенции, обеспечивающие максимально возможную самостоятельность ребёнка при решении разнообразных учебных, бытовых и трудовых задач. Весь образовательный процесс строился на принципе единства обучения и воспитания.
Цель школьного образования заключалась в подготовке, насколько это применимо к лицам с умственной отсталостью, к будущей самостоятельной жизни, что, безусловно, подразумевало воспитание ребёнка в соответствии с ценностями существовавшей социально-экономической формации.
Адаптированные основные общеобразовательные программы
Сегодня образовательный процесс в отношении обучающихся с умственной отсталостью осуществляется в рамках реализации двух вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ [2], разрабатываемых на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС).
В соответствии с ФГОС [2] в содержательный раздел адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) включены две программы воспитания, реализуемые независимо от варианта в рамках урочной и внеурочной деятельности:
1. Программа (духовно-) нравственного развития.
2. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Проведённый анализ перечисленных программ выявил, что в соответствии с ФГОС к основным направлениям воспитательной работы с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школе относятся следующие:
❶ воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
❷ воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения;
❸ воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
❹ воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
❺ формирование экологической культуры;
❻ формирование здорового и безопасного образа жизни.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Изучение Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» показывает, что данные задачи полностью отражают подходы к пониманию сущности процесса воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [1]. Также в этом Федеральном законе говорится о том, что с 01.09.2021 воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, к коим относятся и АООП, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учётом включённых в примерные образовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
То есть к 1 сентября 2021 года каждая школа, реализующая АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должна внести в эту АООП рабочую программу воспитания, разработанную с учётом примерной программы воспитания. Не секрет, что примерная программа воспитания создавалась для реализации в контексте ФГОС основного общего образования, а следовательно, изначально не учитывала специфику дошкольного образования, школьного образования ряда нозологических групп обучающихся с ОВЗ, в том числе и школьников с умственной отсталостью, профессионального образования.
Поэтому у меня, профессионального учителя-дефектолога и человека, более двадцати лет проработавшего в системе общего образования, сразу же возникли вопросы. Зачем рушить уже сложившуюся, причём
в соответствии с ФГОС, систему воспитательной работы в школе?
Зачем насильственным путём вносить в содержание образования инновации, не учитывающие особые образовательные потребности данной группы обучающихся?
Но на сегодняшний день этот вопрос я могу задать только самой себе. Министерство просвещения РФ и разработчики примерной программы воспитания хранят молчание по поводу включения рабочей программы воспитания в структуру АООП. А 1 сентября 2021 года не за горами! И как в этой ситуации не вспомнить известное выражение: хотели как лучше, а получилось то, что получилось…
Список литературы
- О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31 августа 2021 г. № 304-ФЗ. URL: http:// www.garant. ru (дата обращения: 01.02.2021).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru (дата обращения: 01.09.2020).
¹ Данные статистических отчётов формы ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
² 2017 год – 11608 чел., 2018 год – 12424 чел., 2019 год – 13040 чел., 2020 год – 13230 чел.
³ По данным на 01.01.2021 г., в Иркутской области действует 32 специальные (коррекционные) школы для учащихся с разными формами умственной отсталости.