• О гуманистическом подходе в воспитании. Эссе

    28 мая 2021
     
    13:52
     

    Текст: Елена Александровна Юргина,
    учитель информатики МБОУ Балаганская СОШ № 2

    Признавая право ребёнка быть тем, кто он есть, воспитатель, учитель создаёт условия для развития ребёнка, проявляя доброжелательность и понимание. Тем не менее часто мы не можем удержаться от властного окрика, желания заставить его, во что бы то ни стало, стремления докопаться до истинной причины проступка, нарушая элементарные права человека. Порой мы с лёгкостью ставим ребёнку двойку или делаем замечание, не задумываясь, какие глубокие переживания может вызвать наш минутный порыв. Зона тревоги ребёнка должна быть сведена к минимуму. Отсюда и стиль воспитания – вдохновляющий. А ведь каждый человек представляет собой неповторимую личность. Мы – педагоги, родители, психологи, воспитатели – должны проникать в сокровенные уголки детской души, но при этом помнить о границах. В этом и заключается гуманистический подход в воспитании и образовании ребёнка. Я думаю, что тема актуальна в настоящее время. Гуманизм, подход, воспитание – вот основные понятия при изучении темы «Сущность и содержание гуманистического подхода в воспитании, образовании». Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий, а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

    Мы вместе совершаем открытия, радуемся, что наша планета удивительна, и каждый может познать непознаваемое и неизученное. Вместе с учениками сравниваем процессы, протекающие в живой и неживой природе. Мы должны научиться слушать каждого и взять на себя роль переводчика, мы должны угадать чутьём, что ребёнок хочет сказать, не дать погибнуть слову, мысли, мечте. Этой трудной науке понимать друг друга мы должны научить и наших детей.

    Воспитание бережного отношения к окружающему миру

    Интересно учителю – интересно детям! Совместными усилиями мы приходим к выводу, что предметом изучения химии является наш общий дом – планета Земля и все её обитатели.

    Как жители этой планеты мы желаем для неё добра, счастья, порядка и успехов, а затем делаем главный вывод – от разумности действий человека зависит не только жизнь современников, но и возможность существования будущих поколений. Важно, чтобы с детских лет это было путеводной нитью для каждого человека. Именно уроки химии, биологии, географии – это поле деятельности по воспитанию бережного отношения к окружающему миру.

    Воспитание здоровой личности

    Мы обязательно выясняем причины и способы улучшения состояния своего собственного здоровья. Используем различные методы воспитания: дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов, защита плакатов о здоровом образе жизни. Важно, чтобы разговор об этом продолжался и после звонка, после уроков, после школы, чтобы ребёнку захотелось вновь вернуться к этим мероприятиям. А продолжение – это воспитанная в личности потребность в самосовершенствовании, самовоспитании,
    самообразовании.

    Для родителей и педагогов учёные гуманистической школы предлагают такие приёмы в общении с ребёнком, как безусловная любовь к ребёнку, положительное внимание к нему.

    Проводим семейные гостиные, где ребёнок рассказывает о своей семье, о традициях и о том, какую роль в воспитании детей играет папа: роль добытчика денег или он принимает активное участие в воспитании . И если нарушение законов экологии может привести к печальным последствиям, глобальным катастрофам, то нарушение экологии души ребёнка, а также любого человека может привести к
    его гибели. А ведь человек – целая Вселенная, утверждал
    Я. А. Коменский. Поэтому экологичными должны быть не только материалы, краски, используемые в школе для мебели, учебников, одежды, не только продукты питания, но и отношения между всеми участникам школьного процесса: ученики, родители, педагоги, то есть отношения между всеми в самой школе и вне её.

    «Школа ребенка и для ребёнка»


    В нём всё: чистота, надежда, вера, мечта, спасение, тайна, но и боль, укор, те же вечные, наболевшие, не дающие покоя вопросы: «Что
    делать?» и «Кто виноват?» И мне страшно и больно, потому что не понаслышке знаю, что в наши классы приходят порой неухоженные, голодные, не выспавшиеся из-за родительских ссор дети, что некоторые из них не ночуют дома, бродяжничают, живут в нищете. Боль и скорбь в лицах этих детей. И это тоже лики России: озлобленные, больные, измученные. И в таких случаях в нашей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, накормить, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Потому что самая большая ценность на земле – это дети. То, во имя чего мы живём. А. С. Макаренко «Письма к сыну»:
    «Пришёл я к ребёнку домой. Беспорядок ужасающий. Просто бедлам. Три комнаты. Половина мебели поломана. За окнами мухи валяются. Кругом толстый слой пыли. Какой же воспитательный процесс может быть в этой пыли, в этой свалке вещей, которую никто не разбирает, не убирает, о которой никто не заботится!».
    Гуманистическая педагогика во всеуслышание заявила о необходимости превращения школы в школу ребёнка и для ребёнка.
    Мы можем в ближайшем будущем изменить материально-техническую базу, быстро построить множество новых школ с бассейнами, садами, компьютерными центрами? Нет! Но мы можем изменить свою точку зрения на ребёнка, его природу, детство, образование. Мы можем выстроить систему взаимоотношений в детском саду, в классе, школе, достойную человека культуры. «Нужно прикасаться к внутреннему миру ребёнка с добротой, лаской и нежностью, стараясь при этом защитить от себя детей», – писал
    Г. Лэндрет. Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына, то для кого этот дом и дерево?

    А в этом помогут методы гуманистической педагогики:

    ►воспитание доверием, заботой и уважением;
    ►воспитание ответственностью;
    ►воспитание творчеством;

    ►воспитание через здравомыслие;
    ►воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
    ►воспитание посредством обучения решению жизнесмысловых проблем.
    Хочется завершить свои рассуждения стихотворением:
    Я пришёл в этот мир
    Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
    Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.
    Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
    И ты пришёл в этот мир
    Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
    Не для того, чтобы отвечать моим интересам.
    Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
    Потому что я – это я, а ты – это ты.

    Но если мы встретились и поняли друг друга –
    То это прекрасно!

    Мы в социальных сетях: