• Как воспитать лидера XXI века

    27 мая 2021
     
    11:53
     

    Текст: Валентина Николаевна Ганьшина,
    педагог-психолог МБОУ «Белореченский лицей» Усольского района

    Что отличает современного лидера? Какими качествами он должен обладать? Бесспорно, он должен быть инициативным, способным творчески мыслить и находить нестандартные решения. Но как воспитать эти качества и можно ли их воспитать?
    До сих пор идут споры о том, рождаются лидерами или становятся.
    Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Люди могут прожить всю жизнь,
    следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. При этом их собственная личность может страдать.

    Сложилось определённое противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей лидерства всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, надёжных практических средств в сфере диагностики и развития лидерских качеств по-прежнему недостаточно.

    Система развития лидерства в МБОУ «Белореченский лицей»

    На разрешение данного противоречия направлена работа в МБОУ «Белореченский лицей» Усольского района по развитию лидерской одарённости, которая выражена в уже сложившейся системе работы (в частности, в проведении педагогических мероприятий:
    ■ «Деятельность Штаба реализации проектов (Штаба РП)»;
    ■ «Школа лицейского лидера»;
    ■ «Организация Байкальской школы лидеров» и др.
    В первую очередь необходимо выявить ребят, которые уже обладают определённой харизмой, активностью, позитивной общей направленностью личности. Их немного, но они есть. Эти ребята могут первоначально войти в состав Штаба реализации проектов.
    Далее нужно развивать у них умения слышать и слушать, понимать других и принимать их такими, какие они есть, без оценочных суждений «хороший-плохой», т.е. разбираться в людях, формировать умение работать в команде и навык создавать команды в соответствии с целью.
    Хорошо, если эти ребята пройдут полноценные тренинги знакомства, командообразования, креативного мышления, саморегуляции.
    Очень важно, чтобы они не просто прошли эти тренинги, но и могли позднее вести их с младшими детьми на доступном для них уровне.

    Теперь вместе с этими ребятами, которые получают негласное звание «инструкторы», а в Байкальской школе лидеров – «вожатые», можно приступать к более масштабной работе по развитию лидерских качеств у большего количества обучающихся.

    Комитеты самоорганизации

    Команда инструкторов может составлять Штаб реализации проектов, который в свою очередь руководит пятью комитетами самоорганизации:
    ■ Комитет науки и образования: содействие в развитии интеллектуальных сил и способностей обучающихся, помощь администрации в подготовке и проведении научных конференций, контролирует работу комитета в классах, ведёт учёт в «Зеркале активности классов»;
    ■ Комитет труда и экологии: помощь в проведении субботников, помощь администрации в обеспечении порядка в лицее, дежурства, ознакомление обучающихся с правилами безопасного поведения, осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка, организация в лицее конкурсов: «Самый чистый и зелёный класс», «Лучший дежурный класс». Также данный комитет контролирует работу комитета в классах, ведёт учёт в «Зеркале активности классов»;
    ■ Комитет культуры: формирование и развитие организаторских способностей, организация проведения творческих дел, обеспечение эстетики проводимых мероприятий, развития навыков культуры общения, контроль работы комитета в классах, учёт в «Зеркале активности классов»;
    ■ Комитет печати и информации: своевременная публикация информации, отражающей жизнь лицейского коллектива, выпуск газет, информационных листов, фотосъёмка проведённых мероприятий, контроль работы комитета в классах, учёт в «Зеркале активности классов»;

    ■ Комитет спорта и здоровья: оказание помощи при проведении спортивных праздников, соревнований, контроль работы комитета в классах, учёт в «Зеркале активности классов».

    Функции Штаба реализации проектов

    Штаб реализации проектов:
    ■ выступает от имени обучающихся при решении вопросов в жизни лицея: изучает и формулирует мнение лицеистов по вопросам лицейской жизни, представляет позицию обучающихся в органах управления лицеем, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
    ■ подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел;
    ■ содействует реализации инициатив обучающихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности лицеистов в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации;
    ■ содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении лицейских проблем, согласовании интересов обучающихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав обучающихся;
    ■ организует «проживания», лидер-встречи для согласования действий всех комитетов, проводит обучение лидеров классов;
    ■ отвечает за организацию и проведение таких праздников, как «Новогодняя дискотека», «День всех влюблённых», «Сила каждому нужна», «Леди Совершенство», а также проектирование и создание пространства к праздникам.

    «Проживание» Школы лидеров

    Важной формой работы с лидерством считаем систему «проживаний». «Проживание» Школы лидеров – это возможность поговорить с ребятами вне урока по очень важным темам, но не просто поговорить, а «прожить», прочувствовать, ощутить на себе переживания других людей.

    Цель любого «проживания» – единение, эмоциональное сплочение коллектива, создание командного духа, осознание целей участников и результатов деятельности.


    В прошлом году мы проводили «проживание» для лидеров образовательных учреждений Усольского района: по 4 лидера ученического самоуправления из 6–8. Цель «проживания» – развитие лидерских компетенций и умений работать в команде.
    Подростки в команде получили возможность научиться:
    ■ договариваться по поводу общей цели;
    ■ договариваться по поводу общих ценностей, вырабатывать эффективные внутригрупповые правила и контролировать их соблюдение;
    ■ вырабатывать общую стратегию работы, подходы к реализации совместной деятельности;
    ■ определять и знать сильные и слабые стороны друг друга, в соответствии с ними распределять командные роли, необходимые для конкретной задачи;
    ■ брать на себя ответственность за успех всей команды.
    На таком «проживании» ребята из разных классов (или разных школ) знакомятся, объединяются в команду, проходят тренинг командообразования, решают общие задачи, выполняя разные упражнения, например: «Импульс», «Чилин-кан-кане», «Бинго», «Восточный базар», «Лягушка», «Взгляд судьбы», «Я не тормоз», «Салат» и др. Обязательно идёт обучение какому-то методу или форме работы: большие экономико-психологические игры, метод Эдварда де Боно «Шесть думательных шляп», основы конфликт-менеджмента, тайм-менеджмента и др. Также обязательно в программу проживания входят мастерские, которые проводят инструкторы: «Данцтерапия», «Сказкотерапия», «Креативное мышление», «Оригами» и т. п. Тематика мастерских зависит только от интересов инструкторов и основной цели проживания. На всех этапах «проживания» проводится рефлексия в разных видах: в форме ночного «якорька» (перед самым отбоем нужно сказать, что для тебя было самым важным и интересным или неважным и неинтересным), в форме большой газеты со словами благодарности, с адресами, пожеланиями и т. д.
    И ещё одним важным элементом системы воспитания лидерских качеств мы считаем летний палаточный лагерь «Байкальская школа лидеров», который организуем в визит-центре «Люди и птицы» байкальского биосферного заповедника в 40 км от Танхоя в Бурятии.

    Главная цель нашей работы в Байкальской школе лидеров – создание и поддержание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие психологической культуры, позитивной «Я-концепции», личностного роста каждого участника, лидерских способностей, умения работать в команде.
    Все участники программы объединены в команду, в которой каждый отвечает за участок жизнедеятельности, и от его ответственности, активности, творческого подхода к делу зависят насыщенность и атмосфера лагеря.

    Этапы реализации программы

    Вся игровая деятельность смены подразделяется на три этапа: организационный, основной, итоговый. В организационном этапе основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этап проходит в течение первого и второго дней и заканчивается стартом сюжетно-ролевой игры.

    Основной этап занимает большую часть времени. Это третий, четвёртый, пятый дни. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития.

    Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. В один из дней организуется путешествие в Байкальский биосферный заповедник или в старинный монастырь в пос. Посольск (Бурятия). Итоговый этап – седьмой и восьмой дни. Изучаются результаты прохождения програм- мы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого участника. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены.
    Конечно, это только основные элементы системы формирования лидерских способностей лицеистов, но именно они дают свои результаты: ребята становятся более уверенными, конкурентоспособными, умеющими работать в команде, способными творчески мыслить, они являются старостами групп в своих вузах
    и колледжах. Некоторые наши инструкторы, вожатые становились призёрами и победителями конкурсов муниципального и регионального уровня:
    ■Власова Татьяна – победитель муниципального конкурса «Ученик года – 2012», вошла в пятёрку призёров областного конкурса;
    ■Богомаз Елизавета – победитель муниципального конкурса «Лидер ученического самоуправления – 2014», вошла в пятёрку призёров областного конкурса;
    ■Власюк Мария – призёр муниципального конкурса «Ученик года – 2015»;
    ■Приходько Фёдор – победитель муниципального конкурса – 2018 на должность председателя Районного детского парламента, в 2020 году стал председателем Областного детского парламента.
    Эти ребята были вожатыми, инструкторами, наставниками. Они как раз и обладают такими качествами лидера XXI века, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

    Мы в социальных сетях: