• Ирина Паутова: «Мои воспитанники учат меня смотреть на мир по-детски»

    19 Окт 2021
     
    14:23
     

    Беседовала Екатерина Соболева


    Ирина Шакировна Паутова, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детства и юношества г. Черемхово». Педагогический стаж – 14 лет
    В 2010 году окончила ГОУ СПО «Иркутский областной колледж культуры» по специальности «Социокультурная деятельность и народное творчество»), в 2019 году – ГБПОУ ИО «Черемховский педагогический колледж» по специальности «Преподавание в начальных классах», в настоящее время проходит обучение в ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» по специальности «Начальное образование».
    С 2015 года обучалась по программам повышения квалификации, в том числе «Основы робототехники и программирования» (ФГБОУ ВО «БГУ»), «Разработка и внедрение системы наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам» (ГАУ ДПО ИРО), и др.
    Является руководителем детских объединений «Школа робототехники», «Школа аниматора» и волонтерского отряда «Исток».


    «Я всегда знала, что буду педагогом»

    Ирина Паутова о профессиональном выборе, о работе педагога дополнительного образования, об участии в конкурсе «Сердце отдаю детям».

    – Как вы пришли в профессию?

    – Я всегда знала, что буду педагогом. Моя мама хотела, чтобы я связала свою жизнь со сферой культуры, и после школы я поступила в Иркутский областной колледж культуры. Окончив его с отличием, устроилась на работу во дворец культуры «Горняк» города Черемхово. Но, отработав три года, поняла, что меня всё же больше привлекает педагогика. Позднее, увидев объявление о том, что в дом детства и юношества требуется педагог, решила попробовать.
    Я поняла, что здесь очень увлекательно и интересно, ведь ты постоянно работаешь с детьми. Не описать словами, какие чувства и эмоции испытываешь каждый раз после занятия. И вот уже семь лет я педагог дополнительного образования.

    «И вот уже семь лет я педагог дополнительного образования»

    – Почему именно это направление?

    – Я работаю с тремя детскими объединениями. Первое – это «Школа робототехники». Хотя это направление не новое, но в дополнительном образовании оно вполне конкурентоспособно, так как техническая направленность в некоторых учреждениях дополнительного образования является «западающим звеном». Я решила попробовать себя в новом деле и, пройдя повышение квалификации, поняла, что именно нравится детям и мне самой.
    Поскольку моё первое образование связано с культурой (я режиссёр-постановщик театрализованных представлений), работаю также с детским объединением «Школа аниматора», так как мне это очень близко.
    И третье направление – волонтёрский отряд «Исток», который в 2020 году был признан лучшим отрядом Иркутской области. В нашем отряде более ста человек, и мне очень приятно, что все они с открытыми сердцами всегда готовы помочь.

    – Какие методы и технологии помогают вам быть успешным педагогом?

    – Всегда использую технологию развития критического мышления, коллективно-творческого дела. Также применяю и другие технологии, которые помогают сплотить коллектив и сделать его более успешным.

    – Что вам хотелось бы изменить в методах преподавания или подходе к обучению в дополнительном образовании?

    – Дополнительное образование – это удивительная страна, и оно никогда не стоит на месте. Нужно постоянно двигаться, самореализовываться и самообучаться. Если мы будем стоять на месте и использовать только то, что у нас уже есть, успеха в нашей деятельности не будет.
    Впереди много новых дел, много планов. Хочется сделать свои программы модульными, чтобы они работали не только в одном направлении, чтобы были шире и интересней, чтобы привлекались новые специалисты, охват детей был больше.

    – Говорят, что педагог не только учит детей, но и сам чему-то у них учится. Чему вас научили ваши воспитанники?

    – Современные дети во многом опережают нас. Они видят окружающий мир другим, и мы вместе с ними учимся открывать и познавать его. Мои воспитанники учат меня смотреть на мир по-детски, с их точки зрения и в соответствии с их интересами. Приходится подстраиваться, менять себя и своё видение. Мир детей удивителен и неповторим.

    – Что побудило вас принять участие в конкурсе «Сердце отдаю детям»?

    – Участие в конкурсе – это долгий путь, на самом деле я шла к этому на протяжении семи лет. Нужно иметь багаж знаний и опыта в профессии, а также любить своё дело, то, что ты преподаёшь, любить детей, и тогда успех будет обеспечен.
    Когда коллеги, наша администрация сказали: «Ирина Шакировна, пришло положение о конкурсе, и мы выдвигаем вашу кандидатуру», я конечно же была рада, что мне поручили защищать честь нашего учреждения, честь нашего города, и согласилась. Ведь когда есть чем поделиться, почему бы не сделать это? Есть успехи моих детей, мои успехи как педагога. Я думаю, что у меня это получилось.

    Коллеги сказали: «Ирина Шакировна, пришло положение о конкурсе,
    и мы выдвигаем вашу кандидатуру»

    – Какой этап подготовки был самым сложным? Что было самым интересным и запоминающимся?

    – Каждый этап был сложен по-своему. В некоторых моментах нужно было реагировать быстро и дать ответ почти сразу.
    Например, мы заранее знали тему круглого стола, но как он будет проходить, нам было неизвестно. Уже после подключения к видеосвязи нам сообщили, что в течение трёх минут необходимо представить свой ответ на вопрос, что такое успех каждого ребёнка. И здесь нужно было буквально за минуту подготовить выступление, так как сам вопрос не был известен заранее. Было важно не растеряться, быстро сформулировать ответ. Это было немного неожиданным и сложным.
    Открытое занятие тоже было не из лёгких. Дети незнакомые, а времени узнать их получше не было.
    Наиболее интересным мне показался этап работы над проектом. Когда работаешь в команде, тебе нужно не только выразить своё мнение, но и прислушиваться к остальным участникам. Организовать свою работу, идти в правильном русле. Бывает так, что один участник неправильно повёл всю команду – и все запутались, пришли в тупик. В такой момент нужно быстро среагировать. Здесь ты уже работаешь не только и не столько сам за себя – ты помогаешь команде.

    – Как вас поддержали дети и их родители?

    – Готовиться мы начали ещё в январе, когда я объявила, что мы участвуем – не я участвую как педагог, а всё наше учреждение.
    Дети, их родители, мои коллеги и наша администрация были для меня как настоящая группа поддержки, опора. Без их помощи этого успеха не было бы. Это мой тыл, с которым я всегда могу смело идти вперёд, к новым вершинам.

    Волонтёрский отряд «Исток», Иркутская область, 2021 год

    – Чему вы как педагог научились за время участия в конкурсе?

    – Конечно, я взяла для себя что-то новое: методы работы с детьми и родителями, общие методы работы в профессии. Я посмотрела со стороны на себя, свою деятельность, на других участников. Мы очень сдружились. Безусловно, дистанционный формат имеет свои особенности, но мы сумели наладить контакт со всеми участниками, и порой даже не ощущалось, что мы соперники. Мы поддерживали друг друга, хотелось, чтобы каждый стал хотя бы лауреатом.
    Для себя я также определила, что можно поменять в работе и какие планы наметить на будущее.1


    О Региональном конкурсе профессионального мастерства среди педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»
    Целью конкурса является повышение значимости и престижа профессии педагога, общественного и профессионального статуса педагогических работников и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих программы дополнительного образования, расположенных на территории Иркутской области.
    Задачи конкурса:

    1. Содействие профессиональному развитию педагогического работника;

    2. Выявление и поддержка талантливых педагогов и инновационного педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей;

    3. Представление педагогическим работникам лучших образцов педагогической деятельности;

    4. Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей;

    5. Создание условий для самовыражения творческой и профессиональной индивидуальности, реализации личностного потенциала педагогических работников;

    6. Привлечение внимания органов исполнительной власти Иркутской области и местного самоуправления, всех заинтересованных организаций, средств массовой информации, широкой педагогической и родительской общественности к проблемам развития дополнительного образования детей.


    1 Фото в статье из архива а втора.

    Мы в социальных сетях: