Лауреат премии губернатора Иркутской области «Лучший педагогический работник в сфере дополнительного образования детей» 2020 года Иван Михайлович Новиков об учениках, профессии и творчестве.
– Как вы пришли в профессию?
– Скорее, это профессия пришла ко мне. Можно сказать, работа с детьми началась случайно. Заниматься вокалом я стал в 2003 году, будучи студентом Иркутского Политеха. В 2009 году устроился на работу во Дворец культуры, и знакомые попросили позаниматься с их ребенком индивидуально. К одному ученику прибавился ещё один, потом ещё… И так вышло, что к сентябрю 2009 года у меня их было уже 15. Выбрали название коллектива – «Краснокаменские непоседы», и началась карусель с бесконечными репетициями, концертами и конкурсами. Всё это пришлось мне по вкусу, но только в 2011 году я принял решение поступать в Педагогический университет.
– Почему выбрали именно это направление работы?
– Как я уже сказал, творчество пришло ко мне в стенах Иркутского Политеха, когда я был студентом факультета геологии, геоинформатики и геоэкологии. Несмотря на то, что вуз технический, творческая составляющая в нем находится на чрезвычайно высоком уровне, что, как мне кажется, неудивительно. Без развитого творческого воображения невозможно стать настоящим инженером (это уже о моей дипломной работе в педагогическом университете, тема – «Зримая песня как средство развития творческого воображения»). Именно там я начал заниматься вокалом: сначала народным, а потом перешел к эстраде. Поездки на конкурсы, выступления на концертах, постоянное напряжение и адреналин… Как это может не нравиться? Хотя, возможно, кто-то со мной не согласится. В то же время пришло понимание, что музыка и творчество не только определенным образом влияют на внутреннее «я», но и в корне меняют мыслительный процесс. Музыка, в частности вокал – это эмоции, чувства, переживания. Возможность пережить и испытать то, чего в своей жизни, на своем опыте еще никогда не чувствовал. Это та самая возможность перевести опыт пассивный, полученный через чтение, просмотр кинофильмов, в опыт активный. Настоящий. Ну и, конечно, музыка, как и другие виды творчества – это умение строить ассоциации.
– Какие методы и технологии вы используете?
– На мой взгляд, это звучит слишком профессионально. Конечно, можно перечислить много методов и технологий, но я думаю, простой читатель, родитель, не имеющий отношения к педагогической деятельности как к профессии, вряд ли нас с вами поймет.
Лидирующим методом для меня именно как для педагога по вокалу является, наверное, метод практического показа. Имею в виду не только и не столько правильность выполнения практических упражнений и распевок. Важнее, я думаю, чтобы педагог, обучающий ребёнка петь, умел это делать сам, был, так сказать, «играющим тренером». К сожалению, не каждый педагог является таковым. Мне в этом повезло – я всё ещё остаюсь «играющим тренером». Хотя моя творческая жизнь, конечно, не такая насыщенная, как у моих учеников, но всё же удается вести творческую деятельность как в сольном направлении, так и вместе с ребятами. Конечно, это не единственный метод в работе. Есть и другие, но они, как правило, соотносятся с теми педагогическими технологиями, которые я как педагог применяю в своей практике. Что же касается отдельных технологий, я думаю, одной из ведущих будет «Коллективное творческое дело». Наряду с ней могу назвать личностно ориентированный подход и технологию сотрудничества. Но всё же я считаю, что не только методы и технологии помогают мне быть успешным. Самое важное для педагога – это иметь Способность, именно с большой буквы, увидеть в ребенке личность. Пусть ещё только развивающуюся, но именно личность. И судить о ребёнке не по его способностям, а по поступкам, действиям, старанию. Именно эта способность дает мне возможность реализоваться как педагогу.
– Что вам хотелось бы изменить в методах преподавания или подходе к обучению в дополнительном образовании?
– В методах преподавания что-то менять, мне кажется, нет нужды. Повторюсь, наши методы зависят от тех педагогических технологий, которые мы применяем в своей практике. Что же касается подхода к обучению, то у нас как у педагогов дополнительного образования своеобразный карт-бланш. Мы вольны самостоятельно выбирать форму и методы обучения как на этапе разработки образовательной программы, так и на этапах её реализации. Отсутствуют нормативы освоения программ.
Нам дана возможность заниматься творчеством на протяжении всей образовательной деятельности. Возможность полностью отойти от старой парадигмы образования. Построить образовательную деятельность, чтобы дети были на равных с педагогом. Деятельность, в которой педагог выступает не столько как «транслятор» знаний, сколько в качестве патнёра, наставника. К сожалению, большинство коллег выбирает более простой путь. Берут за основу старые типовые программы и, внеся незначительные изменения, ведут образовательную деятельность, что называется, по старинке. Мне больше импонирует педагог, готовый не столько учить, сколько учиться у своих учеников. Убеждён, что при постоянном стремлении педагога к саморазвитию изменится и подход к дополнительному образованию.
Чему научили меня мои воспитанники? В первую очередь – нестандартно мыслить. Иногда работа с детьми похожа на ходьбу по минному полю. Особенно это заметно, когда ведёшь детей с раннего возраста и у тебя на глазах они превращаются во взрослых людей, имеющих свою точку зрения и умеющих её отстаивать. Тогда ты с удивлением понимаешь, что те подходы, которые вчера работали «на ура», сегодня совершенно непригодны. Вот в этот момент тебе и приходится изобретать новые и трансформировать старые подходы, чтобы контакт с ребёнком не только не прервался, но и стал крепче и надёжнее. Также ребята, как бы парадоксально это ни звучало, научили меня учить. Теория, которую дали в университете – это, конечно, хорошо. Но когда ты начинаешь работать, всё совершенно по-другому.
– Расскажите, пожалуйста о подготовке к конкурсу. Что было сложнее всего, а что было самым интересным и запоминающимся?
– Вся подготовка к конкурсу для меня прошла за двое суток в связи с загруженностью (я не только педагог дополнительного образования и руководитель Студии эстрадного вокала «Teen voice» в Центре детского творчества «Октябрьский», но ещё и руководитель народного коллектива «Студия эстрадного вокала ИРНИТУ» Центра культурно-массовой и воспитательной работы Иркутского Политеха, оба коллектива успешно реализуют совместные творческие проекты).
Но самым сложным всё-таки было заполнение документации. Не люблю писать заявления и заполнять анкеты, особенно
о себе. Самым интересным этапом была работа над проектом вместе с коллегами. Три часа общения, дискуссий и споров… Хотя должен сказать, что все возможные варианты проектов (темы не были известны заранее) продумал за ночь. А дальше, как говорится, дело техники. Тем более, что я твёрдо уверен: в конструктивном споре
рождается истина.
– Дети и их родители поддерживали вас?
– Вообще, я не любитель афишировать своё участие в конкурсах любого вида и уровня. Поэтому о моём участии знали только некоторые коллеги и близкие друзья. Дети и родители узнали уже потом.
– Чему вы как педагог научились за время участия в конкурсе?
– Наверное, слышать коллег и добиваться, чтобы услышали тебя. Научился передавать свой опыт коллегам. И самое главное – я ещё раз убедился в том, что то, чем я занимаюсь, важно и нужно. Без творчества невозможно всестороннее развитие и воспитание гармоничной личности, как бы пафосно это ни звучало.1
Беседовала Кира Кувайцева.
1 Фото в статье из архива И. Новикова.