Текст: Жанна Геннадьевна Кустова,
старший методист ГАУ ДПО ИРО
Лето. 1912 год. Калужская губерния. Имение госпожи Морозовой, а ныне колония «Бодрая жизнь». Если бы нам удалось оказаться там, мы могли бы услышать такой разговор ребят с сотрудником:
«Тут поднялись расспросы, есть ли ещё такие колонии, где, в каких странах…
– Сами-то вы хорошо здесь живёте?
– Очень хорошо, так бы никогда и не уехала отсюда, – искренне вырвалось признание у одной из девочек. <…>
– Хорошо, чтобы все были счастливые! – неожиданно объявляет будущий садовник1. – Вы, например, счастливый? – обращается он к сотруднику. Тот сразу растерялся.
– Какое же моё счастье? Вот сижу, вожусь с вами, работаю, забот много. Взяты ребята за сто вёрст от Москвы, за всех надо отвечать, как бы что не вышло…
– Ну, нет, вы счастливый, – утверждает мальчик.
– Почему?
– Да потому: добились, чего хотели, значит, счастливый».
Как это здорово – быть по-настоящему счастливым, добиваться больших и стоящих целей, быть счастливым не своим тихим, незаметным, маленьким счастьем, а сделать что-то стоящее, ценное и, что самое главное – ценное для других. Таких, как этот мальчуган.
На его долю выпало немало трудностей: семья его жила в Москве, в полуподвале с низким потолком, отец работал сапожником. В 11 лет, закончив школу, будущий воспитанник колонии жил без дела, был в дурной компании, часто дрался, бранился. Был закрыт для общения. О нём говорили, что подойти к нему было очень трудно.
Колония «Бодрая жизнь» – это «детище» замечательного педагога Станислава Теофиловича Шацкого. В своей книге о жизни колонии, которую он написал со своей супругой Валентиной Николаевной, об этом мальчике говорится так: «Сколько же нужно было тепла, солнца, хорошего физического движения и непринуждённости жизни, чтобы растопить эту рано ожесточившуюся душу!»
Когда родилась идея организовать летний выезд из города с детьми в Калужскую губернию, Станислав Теофилович думал, что другая обстановка, добрые отношения, отсутствие пагубного влияния позволят детям тут же стряхнуть с себя всё, что тяготило, угнетало, всё грубое, недоброе… Однако быстро понял, что негативное влияние, которое испытывали дети в течение своей ещё такой недолгой жизни, глубоко вошло в них, и нужно очень много усердно, терпеливо трудиться, прощать, понимать, прислушиваться и согревать сердцем эти маленькие, но уже такие израненные сердца.
Ровно 110 лет назад Станислав Теофилович Шацкий организовал такую «самоуправляющуюся общину» из детей и педагогов. Они вместе решили, что будут делать всё сами для себя. Это была совсем новая идея. И, конечно, был риск. Получится ли? Справятся ли педагоги? Не разочаруются ли дети?
«Немного Песталоцци, немного Руссо, немного Толстого, немного Вентцеля, но больше всего самого Шацкого, искреннего, наивного, пылкого энтузиаста, воодушевлённого идеей воплотить в жизнь что-то очень разумное, хорошее, красивое, отыскать «жар-птицу», превратить неясную грёзу-сказку в действительность и обязательно в сельской местности. И Шацкий осуществляет свою мечту»2. Но за этим стоит большой труд: не случайно педагог в своих статьях отмечал: «Работать надо много и упорно!»
Трудностей было немало. Начиная от сколачивания кроватей и заканчивая организацией каждой минуты жизни: труда и отдыха каждого ребёнка в колонии. А ведь всё могло случиться совсем иначе. Всё могло пойти по совершенно по другому сценарию.
До 1905 года Станислав Теофилович, обладатель прекрасного драматического тенора, гастролировал по стране, в его репертуаре было 300 романсов и десятки оперных арий. Получив признание и добившись успеха, он получил приглашение войти в оперную труппу Большого театра! И тут его поведение кажется совсем нелогичным: он отказывается от такого предложения. Дело в том, что Шацкого давно, ещё до поступления в Московскую консерваторию, интересовала… педагогика. Он учился в МГУ, сначала на матфаке, потом перевёлся на медицинский факультет. Затем неожиданно для всех перешёл в сельскохозяйственную академию. Уже тогда он мечтал о преподавании, о воспитании молодого поколения и очень высоко ценил педагогический опыт Л. Н. Толстого.
Встретившись с архитектором и педагогом А. У. Зеленко, только приехавшим из Америки, открыл первые в России детские клубы в 1905 году, а через год – общество «Сетлемент», в которое приглашались дети беднейших слоёв жителей Москвы. Так была реализована идея, привезённая из Нового Света. В Америке сетлементами называли поселения интеллигентных людей среди беднейшего населения с целью просвещения. Сначала детей было 40, а со временем – 400. Для них были организованы кружки и впервые – детский сад, а также мастерские и даже начальная школа. Трудились здесь выпускники Московского университета с огромным энтузиазмом, увлечённо, с большой отдачей. Однако 1908 году «Сетлемент» был закрыт по постановлению московской администрации за стремление привить детям необходимость нового социального строя, а Шацкий – арестован. Несмотря на то, что поделки воспитанников общества были поощрены в Петербурге серебряной медалью, а для клуба был выстроено замечательное здание на деньги владельцев крупных предприятий. После этого А. У. Зеленко уехал обратно в Америку, думая, что в России ничего добиться невозможно.
Однако Станислав Теофилович решил ни в коем случае не сдаваться, и вскоре было создано общество «Детский труд и отдых», где собирались дети по вечерам, в свободное после школы время. Так началась история уникального эксперимента под названием «Бодрая жизнь».
Только за 1924–1925 годы колонию посетили 74 иностранных педагога.
В Лондоне была издана статья С. Т. Шацкого «Новая эра»
(1928 г.) о первой опытной станции по народному образованию, в состав Калужского отделения которой вошла «Бодрая жизнь». Этот опыт высоко ценил и применял Р. Тагор, а также педагоги из Японии.
О Шацком говорят, что его педагогика тесно связана с поэзией. Вспоминаются слова М. М. Бахтина: «Только любовь может быть эстетически продуктивной». Большая забота о детях, искренняя любовь, неподдельная заинтересованность и внимательное отношение дали свои плоды. Станислав Теофилович говорил, что поначалу приходилось действовать интуитивно. Находить способы строить отношения, организовывать самоуправление, побуждать каждого быть заинтересованным в вопросах жизни колонии и ответственным за порученное дело. А ещё обязательно нужно было украсить свою жизнь. Когда появился рояль, на нём каждый день стояли свежие цветы. Девочки стали украшать комнаты тканями с вышивкой, которую делали сами. А когда собирались вместе, здорово было что-то вместе спеть. Однажды в колонии решили сделать концерт, каждый готовил свой номер. Сразу стали видны таланты, появился хор. А ещё – решили поставить спектакль. Валентина Николаевна, замечательная пианистка, окончившая блестяще Московскую консерваторию, прекрасно им аккомпанировала. И хотя вкусы детей были очень испорчены, однако уроки слушания музыки принесли прекрасные результаты: ребята ставили не только драматические спектакли, но и музыкальные, а потом даже оперные. И, как заправские исполнители, уже рассуждали о чистоте интонации и выпуклости фразы в оперном исполнении.
У Шацкого был незаурядный талант режиссёра. Он так строил репетиции и так относился к актёрам, что многие видели в нём черты Мейерхольда. Как написали в своей книге Шацкие, колония «запела, заплясала, заиграла».
Известный американский философ и педагог Д. Дьюи, побывав в СССР, сказал: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией».
Сегодня говорят, что Шацкий был одним из первых в мире, кто разработал систему эстетического воспитания.
Основным принципом работы колонии для педагогов было «работать с детьми, всё время внимательно их изучая». Это был принцип всей деятельности замечательного педагога.
Когда в клубе при обществе «Сетлемент» ребёнок, занимаясь в кружке, слепил лошадь, не совсем похожую на настоящую, преподаватель сделала замечание, на что ребёнок ударил её по руке и убежал, а когда ребят попросили помыть песок в аквариуме, то они выполняли поручение три дня. Посмотрев на это, Шацкий сказал: «Мы совсем не знаем детей» – и призвал своих сотрудников быть внимательными к каждому воспитаннику, «просил изучать детей».
«Со словом «дети» всегда связывается представление о чём-то неугомонном, шумном, неустойчивом. Они так часто надоедают, так заставляют тревожиться. <…> И как много «дурных поступков», с которыми так трудна борьба! <…> При всей сложности городской жизни, при этом огромном скоплении вечно занятых своими делами людей, создающих, худо ли, хорошо ли, но свою собственную жизнь, очень мало места для детской жизни с её особым укладом. Дети в городе живут жизнью взрослых, не понимая этой жизни и не разбираясь в ней. <…> Чем хуже жизнь взрослых, тем гибельнее она сказывается на детях», «…у детей нет детства…»,
«… захотелось страстно искать путей, которые помогли бы дать детям необходимые для них впечатления их детской а не взрослой жизни. Захотелось помочь детям быть детьми»3.
Станислав Теофилович был весьма мудрым педагогом. И всё, что делал, чему учил и детей, и педагогов (когда была создана опытная станция по народному образованию), он пропускал через себя, всё согрето его сердцем. Достаточно вспомнить один лишь фрагмент его статьи: «Каждый практически работающий учитель знает те откровенно как бы случайно появляющиеся моменты, полные почти всегда глубокого очарования, когда он чувствует, что не нужно «учить», а просто и задушевно беседовать с детьми, когда детская речь разливается без удержу, когда хочется продлить прелестное настроение, равно захватывающее и ребят, и взрослого… Здесь именно учитель по-настоящему учится своему делу. В его отношении к таким моментам, в его чуткости и сокрыты огромные возможности успеха в его дальнейшей работе. Здесь развёртываются самые ценные стороны того детского отношения к жизни, которое явилось в результате приобретённого опыта…»4
Шацкий очень глубоко и вдумчиво подходил к системе обучения и воспитания, плоды его работы – сетевое взаимодействие, забота о повышении качества образования, мысли о том, как избежать профессионального выгорания… – то, что необходимо нашему образованию сегодня.
Многие его статьи стали источником мудрых мыслей, важных и необходимых для современного учителя:
Всё, что сделал для детей Шацкий, приносило замечательные плоды. Однако давалось это ценой больших усилий, частых угроз закрытия начатого дела, каждый успех сопровождался противодействием. Достаточно сказать, что после революции его дом сожгли кулаки, при этом сгорело 30 страниц рукописей, готовых к опубликованию. Восстановить их так и не смогли.
Путь великого педагога был прекрасным, но тернистым. И как замечательно, что мы оказались наследниками такого богатства, которое оставил нам Станислав Теофилович. Что в своё время он не бросил всё, не опустил руки, не уехал в другую страну. Он очень хотел детям вернуть детство. И ему это удалось.
Мудрые мысли С. Т. Шацкого
Педагог – товарищ детей, умеющий ценить детскую жизнь.
Педагог – мастер.
Методы работы школы должны постоянно совершенствоваться.
Труд – основа детского коллектива.
Среда кормит ребёнка.
Воспитывать – значит создавать условия для организованной детской жизни и работать вместе с детьми и населением над улучшением условий окружающей жизни.
Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества.
В детстве зарождаются силы, которыми движется человечество.
Моей мечтой юности было создание детского царства.
1 Садовник в колонии – это роль, которую добровольно брал на себя воспитанник колонии.
2 Смирнов И. Современные педагогические искания // Сибирский педагогический журнал. 1923. № 1. С. 26–33
3 Шацкий С. Т., Шацкая В. Н. Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии. М.: Грамотей, 1915.
4 Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 2. М.: Просвещение, 1964. С. 94–95.