Текст: Жанна Геннадьевна Кустова,
старший методист ГАУ ДПО ИРО
Воронья школа
Старый ворон открыл в лесу школу. Для всех птичек. Привели своих малышей сороки, аисты, дятлы, жаворонки. Старый ворон открыл книгу и сказал: «Каррр…» Ему хотелось, чтобы все птенцы так говорили: каррр… Но каждый птенец пел по-своему. Ничего не вышло из вороньей школы».
(Николай С., 1 класс)
Эту маленькую сказку сочинил ученик Василия Александровича Сухомлинского. Удивительно, а ведь в ней скрыт очень большой, глубокий философский смысл. Не случайно великий педагог называл своих первоклашек мыслителями. Уже в первый год обучения они хорошо поняли, что такое настоящая школа – школа, где их каждый день ждали открытия, которые они под чутким, мудрым руководством учителя совершали сами. Школа, где царствовали не заранее составленные регламенты, но талантливо подготовленные сценарии, в которых было место для каждого ребёнка, его «радости познания, радости интеллектуального труда, радости творчества»1, «ибо радость познания определяет успех в учении», – писал
В. А. Сухомлинский. «Он спешил жить. Жить для других» С самого начала своей работы после окончания Полтавского педагогического института в школе Василий Александрович проявил себя как человек творческий, работающий не по инструкции. «Как преподавателю языка и литературы, мне поручили организацию литературного кружка. Дали брошюру с методическими указаниями, но с самого начала всё пошло не так, как рекомендовали указания. Я стал читать детям свои стихи. Конечно, не собирался пробудить у ребят поэтические способности, но как-то само собой получилось, что вокруг меня создалась группа юных поэтов и любителей художественного слова»2. С самого начала педагог стремился «удовлетворить разнообразные интересы и стремления детей. Другими словами, хотелось, чтобы детям было интересно жить и учиться»3. Чтобы справиться с такой большой задачей, Василий Александрович очень много трудился. О нём говорили, что трудился до самозабвения. Не позволял себе расслабляться ни в выходные, ни в праздники. Он спешил жить. Жить для других. Для своих учеников, для своих близких, односельчан, многих родителей и педагогов в стране и даже за рубежом. Он был твёрдо убеждён, что по-настоящему жизнь человека имеет смысл и может быть ценной, если она посвящена тому, чтобы «открывать родники счастья для других людей»4.
Художественная миниатюра
«Зелёная кастрюля»
Каждый вечер Толя идёт к бабушке на кровать, и она рассказывает ему сказки. А когда от дремоты начинают слипаться его глазёнки, она берёт внука на руки и относит его на кроватку. Эти мгновения самые счастливые в жизни мальчика.
Бабушка часто печальна. Толя спрашивает: «Почему у вас, бабуся, грустные глаза?» – но она молчит. Сегодня Толя проснулся очень рано и увидел: бабушка моет зелёную кастрюлю и плачет. Мальчик знал, что в зелёной кастрюле мама варила только бабушке. Когда пришло время обедать, мама налила бабушке суп из зелёной кастрюли и поставила тарелку на маленький столик у порога. Там бабушка обедала. Толе стало очень жаль бабушку. Он сказал: – Мама, я хочу супа из зелёной кастрюли. Мама с удивлением посмотрела на Толю и сердито прошептала: – Не выдумывай. Толя расплакался.
– Нет, мама, я не выдумываю. Я хочу обедать только с бабушкой. Он ушёл из-за большого стола и, сев за маленький бабушкин столик, стал есть суп из её тарелки. В комнате стало очень тихо. Отец и мать положили ложки на стол. Бабушка плакала.
Художественная миниатюра
«Отец вернулся»
В одной счастливой семье росли две девочки – Зина и Зоя. Им было по два года. Каждый день они с нетерпением ожидали, когда отец возвратится с работы. Бежали
навстречу отцу к воротам; отец брал их на руки – Зину на правую, Зою на левую.
Так и входил он в хату – с дочерьми на руках, а в хате встречала их счастливая мама. Но вот пришло на нашу землю большое горе: напали фашистские захватчики. Пошёл отец на фронт. Три года сражался он с фашистами. Часто писал письма, просил маму поцеловать Зину и Зою, и мама, целуя их, плакала, а девочки говорили: «Мама, не плачь… тато придёт…» Потом писем не было несколько месяцев. Вдруг пришло письмо от фронтового друга отца. Писал он Зине, Зое и их маме, что отец и муж их ранен и скоро возвратится домой. В тёплое солнечное утро ранней весны Зина и Зоя играли во дворе. Им было уже по пять лет. Они стояли у тающей снежной бабы и думали: как бы ещё хоть на день сохранить ей жизнь? У хаты стояла мама. «Тато идёт!» – крикнула она. Зина и Зоя увидели, как к ним приближается высокий, стройный солдат с мешком за плечами. Радостно воскликнув: «Тато!» – девочки побежали навстречу. Они протянули ручонки, ожидая, когда он, как всегда, возьмёт их на руки – Зину на правую, а Зою на левую. Но тато молчал и не брал их на руки. Дети хотели взять его руки в свои маленькие ручонки, чтобы он скорее поднял их. И вдруг они увидели, что у таты нет рук. Только пустые рукава шинели. Девочки подняли головы и испуганно посмотрели отцу в глаза. Он склонился над ними, из его глаз на белый снег капали слёзы. Зина и Зоя обняли тату, прислонились щеками к пустым рукавам шинели и плакали. – Ой, тату, не надо брать нас на руки, мы уже не маленькие, – прошептала Зина. – Нам уже пять лет, – добавила Зоя.
В. А. Сухомлинский
Сегодня нет ни одной области педагогики, которую бы не обогатил учёный. Для того, чтобы школа авторитарная стала Школой радости, он в первую очередь опирался на мировое педагогическое наследие. Одна из главных мыслей, которые он взял на вооружение у древних, принадлежала Аристотелю: «Мышление начинается с вопроса, удивления». В. А. Сухомлинский развил принцип единства обучения и воспитания, одним из родоначальников которого был Р. Оуэн; обо гатил принцип развития самодеятельности, который предложил
М. Монтень; более глубоко разработал идею свободы как возможность самоуправления
К. Н. Венцеля; вслед за А. С. Макаренко серьёзно занимался темой развития коллектива; внёс значительный вклад в обогащение идей Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци о цели обучения как развитии «природных дарований», обеспечении их естественного роста. Он на практике реализовал идею Ж.-Ж. Руссо, который писал о том, что необходимо «дать детству созреть в детях»; глубоко разработал идею И. Г. Песталоцци, над обогащением которой трудился К. Д. Ушинский: «Учить детей учиться»; развил важнейший принцип гуманистической педагогики «Учить всех и учить хорошо» (Я. А. Коменский); предложил сам и успешно доказал на практике важность идеи «Дайте радость умственного труда, радость успеха в учении». Важным фундаментом и источников для своей работы Василий Александрович считал учение о народном образовании и воспитании Я. А. Коменского, Ж. — Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци,
К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Г. С. Сковороды, И. Я. Франко,
Т. Г. Шевченко. Сегодня учёные говорят, что нет ни одной области педагогики, которую бы не разработал, не обогатил замечательный учёный. В. А. Сухомлинский знал, что радость познания приходит лишь тогда, когда ребёнок «испытывает радость рождения мыслей», когда углубляется в тайны мира, когда ощущает себя мыслителем, когда жизнь его мыслей в какой-то мере независима, автономна от того, что постигает на уроках. Как отмечает доктор педагогических наук, профессор Института иностранных языков РУДН
М. И. Мухин, до Сухомлинского к подобному парадоксальному выводу не приходил никто! «душа обязана трудиться…» Василий Александрович был энциклопедически эрудирован, всесторонне образован, читал источники в подлинниках на 9 языках, защитил кандидатскую диссертацию (1955 г.), его избрали членом-корреспондентом Академии педагогических наук (1957 г.), среди маститых учёных являлся самым молодым. Можно сказать, что он достиг всего потенциала. Работал самоотверженно. Стремился успеть сделать как можно больше. Сегодня говорят, что ему удалось прожить две жизни. В свои 52 года он уже был автором 50 книг, сотни журнальных, газетных статей, 1 200 художественных миниатюр – рассказов, сказок для детей. С 1948 по 1970 г. 927 односельчан, окончивших Павлышскую школу, получили аттестат о среднем образовании, более 60 % имели высшее образование. За годы работы директором он посетил 10 тыс. уроков, после каждого был сделан анализ (сегодня все эти записи – 36 томов – хранятся в музее школы). Василий Александрович (филолог) знал все предметы школьной программы, прорешал все задачи из школьного учебника по математике и даже из дополнительных материалов к урокам. При необходимости мог провести любое занятие. Часами читал наизусть страницы произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского,
И. С. Тургенева, А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, В. В. Маяковского,
С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского. Его близкие говорили, что любимые строки из стихотворения Н. Заболоцкого «душа обязана трудиться…» стали лейтмотивом его жизни. За всем этим потрясающе огромным объёмом неустанного труда мне видится не стремление прославиться, не желание сделать себе имя, карьеру. Но доброе, мягкое, мудрое сердце, которое он отдал детям. И ни на минуту об этом не пожалел.
«Много зла повидал он…»
Непростой жизненный путь Василия Александровича начался в 1918 г. в селе Васильевка Херсонской губернии (ныне Кировоградская об ласть) на Украине. В семье было ещё 3 детей. Все стали сельскими учителями. Его отец, Александр Емельянович, участник I Мировой войны, был столяром, плотником, делал мебель, даже музыкальные инструменты, заведовал избой-лабораторией, вёл уроки труда в школе. Василию он запомнился как человек умный, сильный, добрый, требовательный. Соберёт, бывало, своих сыновей за столом и наставляет: «Сыны, правдою треба жить на свете…» Мама Оксана Юдовна трудилась с 14 лет в поле, ухаживала за домашними животными. Знала много песен, сказок, поговорок. От неё Василий перенял чуткость к поэтике слова, литературные способности.
В неполных 17 лет он встал за учительский стол. В 1941 году был призван в ряды Красной армии. Мужественно защищал Родину, бы дважды ранен. Несколько месяцев пролежал в госпиталях. Восстановить здоровье так и не смог: лева рука потеряла чувствительность, в груди остались осколки снарядов. Был комиссован и возобновил работу в школе. Много зла повидал он за эти годы. Жену Сухомлинского арестовало Гестапо. Пытали, на глазах матери убили маленького сына, потом ей выкололи глаза и повесили. Как измерить горе, которое прошло через сердце Василия Александровича… Как понять, что чувствовал педагог, когда писал: «Я убедился, что самое страшное в жизни и больше всего требующее любви, ласки, заботы, внимания, добра – это искалеченное, изуродованное детское сердце»5. Любовь, ласка, забота, внимание это уже не просто слова, так говорит сердце отца. Большое сердце отца, оно сумело вместить всех детей, которые приходили в его класс, в его школу. Сухомлинский делал всё, что мог, а часто и больше, чтоб искалеченные войной души чувствовали поддержку, понимание, любовь, уважение. «Он старался дать частичку любви, отеческой заботы каждому ребёнку…» Василий Александрович старался много времени проводить с детьми. Хотел, чтобы влияние его как педагога, а потом и всего коллектива школы было правильным, грамотным и ни в коем случае не навредило. А ещё – дарил минуты, которые не заменить ничем, благодаря чему исцелялись детские сердца. К примеру, Володя Н., строптивый, издёрганный, озлобленный. Как долго старался найти⁵ Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1980. С. 31. подход к нему директор. И вот однажды «… он в это мгновение тоже поднял глаза, видимо, тоже хотел поделиться радостью со мной. Наши глаза встретились – это был он, Володя Н. Мы обняли друг друга и с тех пор стали друзьями»6. Однажды на уроке Юра писал сочинение про бабье лето. Было видно: делал это, чтобы потянуть время, скорее сдать тетрадь и отдохнуть. Тут Василий Александрович стал напряжённо вспоминать, что удивило, восхитило Юру в последний раз. Да! Конечно! Учитель подошёл к мальчику и напомнил, как во время последней прогулки Юра был поражён кристалликами льда на лепестках ромашки, которые потом превратились в капельки воды. Теперь Юра писал увлечённо, с воодушевлением. Как много говорят эти маленькие штрихи к портрету большого педагога. А из них и складывалось то огромное, важное и очень нужное, что исцеляло детские сердца, исцеляло жизни. Каждый день Сухомлинский вставал в 4 утра. Работал: много читал, писал книги, статьи. А потом стоял на пороге школы, встречая детей, внимательно всматривался, в каком состоянии души каждый ребёнок сегодня идёт в школу. Не жалел времени, чтобы поговорить с педагогом, который допустил ошибку, бестактность по отношению к ученику. Мог на это потратить 1, 2 и 3 часа, если нужно. Ходил в походы, на экскурсии, встречался с ребятами в избушке-корабле «Северный Робинзон», где вместе обсуждали последние открытия, слушали рассказы учителя о путешествиях Миклухо-Маклая… «Я глубоко убеждён в том, что нельзя воспитывать детей без романтики, без той семейно-дружеской обстановки, в которой они могут встречаться с учителем в таких вот уголках, как наш Северный Робинзон»7. Он старался дать частичку любви, отеческой заботы каждому ребёнку, без исключения: ведь в семье все дети любимые, родные, – уважал достоинство каждого, не делил на способных и неспособных. Как настоящий любящий отец, не наделял никого особой симпатией. А ещё позволил каждому ученику его школы – «каждому птенцу петь по-своему», раскрыл индивидуальность, таланты каждого. И это великий пример для нас.8
1 Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5 т. Т. 5.
Киев : Радянська школа, 1979–1980. С. 244.
2 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения.
М. : Педагогика, 1980. С. 30.
3 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочине ния.
М. : Педагогика, 1980. С. 30.
4 Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб. : Питер, 2017. С. 8.
5 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические
сочинения. М. : Педагогика, 1980. С. 31.
6 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения.
М. Педагогика, 1980. С. 36.
7 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические
сочинения. М. : Педагогика, 1980. С. 31
8 Фото: https://www.pravmir.ru/vasilij-suxomlinskijshkola-
dlya-dushi.