• Онлайн-урок: как научить и оценить ученика

    23 Июл 2021
     
    11:27
     

    Текст: Наталья Валерьевна Дроздова,
    заместитель директора
    МАОУ «Гимназия № 8» г. Ангарска

    Юлия Васильевна Спицына,
    заместитель директора
    МАОУ «Гимназия № 8» г. Ангарска

    Экстренное внедрение педагогами нашей гимназии дистанционных технологий в образовательный процесс можно было тогда определить как «путь в темноте». Как учить в новом формате? Как оценить продуктивность обучения? Как не навредить ученику, погружая его в электронное пространство и на уроке? Ведь ещё вчера мы, педагоги, психологи, родители, дружно выступали против гаджетов, негативно влияющих как на физическое, так и на психическое здоровье детей. А сегодня мы вынуждены не только принять электронное обучение как единственную возможность непрерывного образования, но и научиться обучать качественно.

    Проблемы дистанционного обучения весной 2020 года

    Родители требовали, чтобы ни один урок не пропал, чтобы ребёнок учился и находясь дома. И «путь в темноте» превратился в гонку. Приблизительно 90 % преподавателей гимназии в период дистанта 2.0 ежедневно организовывали онлайн-обучение, в том числе и по таким предметам, как музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура. Учили ребят и учились сами. Проводили анкетирование педагогов, учеников, родителей, чтобы по возможности организовать качественный процесс обучения.

    Дистанционное обучение осенью 2020 года

    В отличие от весеннего дистанта, по словам школьников и их родителей, в дистанционном обучении осенью 2020 года было взаимодействие между учителем и учеником, к чему они и так привыкли, обучаясь в очном режиме. Ребята не чувствовали себя брошенными в освоении предметов. Они находились в организованном процессе. Как бы дети ни стремились к свободе, они чувствуют себя комфортно, если их работа организована – когда знают, что нужно делать и как это делать.

    Во время электронного обучения в гимназии еженедельно проводились обучающие семинары, организованные администрацией. И состоялись они потому, что всегда находились педагоги, желающие учиться и делиться опытом, который был необходим другим учителям, менее уверенным в себе

    Для всех участников электронный образовательный процесс вылился в титанический труд. Чтобы сделать электронное обучение качественным (насколько это было возможно в сложившихся условиях), помочь учителям в организации онлайн-урока, мы в рабочем режиме создавали упрощённые методические рекомендации, учитывая как потребности педагогов, так и очень быстро накопившиеся претензии родителей относительно перегрузки учащихся, находящихся теперь за компьютером и во время уроков, и во время выполнения домашнего задания.

    Рекомендации в помощь учителю при дистанционном обучении

    Рабочая карта урока

    Одной из первых рекомендаций в помощь учителю было предложение составлять рабочую карту урока, которая позволит учителю увидеть активность всех ребят и продуктивность используемых ресурсов. Во время онлайн-урока в карту вносятся нужные пометки. Был предложен следующий примерный вариант рабочей карты (Таблица 1).

    Пометки активности учащихся могут быть разные: «+», «баллы» (не отметка от 1 до 5, а оценка активности, правильности, полноты ответа), «галочки». В рекомендациях отмечалось, что учитель составляет рабочую карту в такой форме, которая ему удобна. Это инструмент, который, на наш взгляд, мог помочь отслеживать деятельность учащихся на онлайн-уроке.

    Также говорилось о том, что важно не перегружать учащихся разнообразием видов работ (оптимально не более трёх активных форм). Была составлена таблица, в которой представлены наиболее удачные для использования на онлайн-уроке виды работ учащихся, привычные для них (Таблица 2).

    Предполагалось, что использование рабочих карт поможет постепенно выстроить систему оценивания учащихся через поурочный балл и анализировать процесс дистанционного обучения как поурочно, так и в целом по окончании работы.

    Элементы технологии «Перевёрнутый класс»

    Для снижения нагрузки на учителя и ученика предлагалось применять элементы технологии «Перевёрнутый класс», которая предполагает изучение детьми предметной темы до урока. Важно продумать чёткое и соответствующее возрасту учащегося домашнее задание по освоению теоретического материала (прочитайте, выпишите ключевые слова, фразы, составьте план параграфа, заполните таблицу, составьте схему и т. д.). Заданная домашняя работа должна иметь продолжение на онлайн-уроке через отработку, закрепление и т. д., чтобы учащийся понимал, зачем он это делал.

    Предложенные методические рекомендации по организации онлайн- урока обсуждались с коллективом педагогов и дополнялись необходимой информацией по запросу учителей. Так была создана таблица, в которой отражена информация о структуре урока определённого типа с целью соблюдения временных рамок каждого этапа и переключения внимания учащихся от экрана на другие средства обучения (учебник, сборник с тренировочными заданиями, тетрадь и т. п.) (Таблица 3).

    Таблица сопровождалась следующими замечаниями:
    ❶ На онлайн-уроке важно использовать экранное время дозированно и применять цифровые ресурсы на одном из этапов урока.
    ❷ При формировании домашнего задания ограничить использование цифровых ресурсов для выполнения работы учащимися.
    ❸ Уроки физической культуры, изобразительного искусства и музыки во время электронного обучения должны быть направлены на снятие физической и учебной нагрузки у школьников.

    Способы и приёмы обучения, связанные со здоровьесбережением

    Рекомендуется выстраивать онлайн-урок по указанным предметам таким образом, чтобы у учащихся была возможность нормализовать эмоциональное и психофизическое состояние. Для этого использовать способы и приёмы обучения, связанные со здоровьесбережением.

    Уроки физической культуры должны содержать различные физические упражнения для глаз, шеи, спины, дыхательную гимнастику и т. п., направленные как на расслабление организма, так и на тренировку, укрепление мышц.

    Уроки изобразительного искусства проводить с применением упражнений арт-терапии, а уроки музыки – с применением музыкальной терапии, при которой основным (но не единственным!) видом деятельности учащихся является прослушивание музыкального произведения. При проведении вышеуказанных уроков исключить по возможности демонстрацию презентаций и видео.

    В составлении своих методических рекомендаций и в осмыслении того, как онлайн-урок сделать продуктивным и сохраняющим здоровье ученика, нам, кроме прочих документов, регулирующих процесс дистанционного обучения, помогли «Рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе в период распространения коронавирусной инфекции в 2020–2021 году» (Письмо Минпросвещения России от 12.10.2020).

    Хочется отметить, что, к сожалению, цифровые образовательные технологии сегодня не проверены на результативность. Исследования их продуктивности начали проводиться только с конца сентября этого года, и то в экспериментальном формате.

    Нам всем нужно сделать правильные выводы и принять ситуацию: «цифра» пришла неожиданно, но она уже не уйдёт, поэтому нужно учиться использовать цифровые возможности продуктивно, сохраняя здоровье всех участников онлайн-обучения, общения.

    Список литературы

    1. Письмо Минпросвещения России от 12.10.2020 № ГД-1736/03 «О рекомендациях по использованию информационных технологий» (вместе с «Рекомендациями по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году») [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366383;

    2. Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков [Электронный ресурс] // URL: https://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos.

    Мы в социальных сетях: