Текст: Наталья Александровна Васильева,
педагог-психолог
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 51 «Рябинка»
Анастасия Алексеевна Котова,
музыкальный руководитель
МБДОУ города Иркутска детский сад № 51 «Рябинка»
Татьяна Олеговна Ханжова,
учитель-логопед
МБДОУ города Иркутска
детский сад № 51 «Рябинка»
Светлана Владимировна Павловская,
старший воспитатель
МБДОУ города Иркутска
детский сад № 51 «Рябинка»
Одной из форм организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является создание лекотек на базе детских садов. Слово «лекотека» («lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» – «собрание, коллекция». Лекотека организуется для детей, которые не имеют возможности посещать детский сад систематически в режиме полного дня по состоянию здоровья и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Лекотека представляет собой предметно-развивающую среду, ориентированную на стимуляцию игровой деятельности, выявление и коррекцию особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте; также организуется естественное взаимодействие ребенка с членами семьи, в процессе которого формируются базовые структуры личности и развитие различных психических процессов.
Методические рекомендации по организации работы лекотек в учреждениях социального обслуживания населения [Текст] / Сост.: Т. В. Сапожникова, Ю. А. Мазаева, Т. С. Щигрева, Т. С. Меньшикова, З. С. Подорогина; под общ. ред. Т. В. Сапожниковой. Бийск, 2015. 414 с.
В нашей дошкольной образовательной организации лекотека действует с 2019 года. Её деятельность строится по следующим принципам:
■ уважительное отношение к игре ребёнка и самому ребёнку;
■ конструктивное общение взрослых (родителей, педагогов) с ребёнком;
■ активация игровой деятельности;
■ соответствие игр и игрушек уровню и особенностям психофизического развития ребёнка;
■ организация оптимальной игровой среды;
■ использование командного и междисциплинарного подходов.
Основной целью работы лекотеки является обеспечение психолого- педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ для их социализации, формирования игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), другим членам семьи.
Задачи, которые мы решаем:
■ создание благоприятных условий для формирования личности ребенка;
■ психологическая поддержка семьи ребенка, содействие решению психологических проблем;
■ повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью;
■ подбор адекватных средств общения с ребёнком, обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком, методам его воспитания и развития;
■ выявление зоны актуального и ближайшего развития детей;
■ формирование коммуникативных способностей, расширение круга общения;
■ развитие восприятия и моторной сферы;
■ формирование предпосылок для нахождения ребёнка в ДОО в режиме полного дня, в т. ч. формирование у ребенка умений, необходимых для поступления в детский сад;
■ вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи;
■ гармонизация детско-родительских отношений.
Структура и содержание работы специалистов с детьми зависят прежде всего от особенностей, потребностей каждого ребенка и его семьи. Эти особенности выявляются в ходе комплексного диагностического обследования. По результатам такого обследования обозначаются основные задачи оказания помощи ребёнку и семье.
Основной формой работы является индивидуальный игровой сеанс. Подгрупповая форма работы применяется для детей от 3 лет (как правило, в качестве дополнительной к индивидуальным сеансам) и служит условием успешной социализации ребенка, способствует установлению межличностных отношений ребенка с другими детьми. С родителями проводятся консультации и групповые тренинги, мастер-классы, беседы. Все формы работы с детьми предполагают обязательное активное участие родителей. Включение семьи в поле коррекционного взаимодействия считается специалистами основным стабилизирующим фактором, обеспечивающим комплексную психолого-педагогическую помощь
Свою деятельность по сопровождению детей с ОВЗ мы осуществляем согласно расписанию, в котором предлагаем каждому ребенку игровые сеансы три раза в неделю продолжительностью от 30 минут до 1 часа в зависимости от характера нарушения в развитии ребенка.
Достигая целей, решая задачи деятельности лекотеки, наша команда специалистов осуществляет сопровождение детей в следующих формах:
■ учителя-логопеды занимаются коррекцией нарушений речи, стимулируют речевую активность детей;
■ учитель-дефектолог развивает их познавательную деятельность;
■ педагог-психолог создает условия, способствующие эмоциональному благополучию, и обеспечивает свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка;
■ воспитатель развивает культурно-гигиенические и предметно-практические навыки;
■ музыкальный руководитель развивает музыкальные и художественно-эстетические способности детей.
Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, применяются различные комбинации методов, техник и приемов, например, совместные музыкальные приветствия, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания, элементы игровой кинезиотерапии, игры на развитие сенсорного восприятия, арт-терапевтические методы.